15 правил хорошего журналиста

Журналистику и литературу роднит неравнодушие к судьбам людей. Хотя в последнее время информация больше передается через интернет, а не через газеты, принципы остаются неизменными. За исключением того, что аудитория становится всё более требовательной.

Сегодня мы рассмотрим основные правила западных СМИ. Имеется в виду, что их используют ведущие журналисты демократических стран, где разрешается иметь свое мнение. Это весьма прогрессивные «опорные точки» и руководящие принципы, а не правила в стиле СССР или постсоветского пространства, когда на первый план вышла «желтизна».

Примечание. «Желтизна» в журналистике (когда копаются в чужом грязном белье) — это плохо всегда. Но акцентирую внимание, что сейчас она особенно раздражает.

1.      Называйте вещи своими именами, упоминайте виновных. Мало просто упомянуть, как страдают люди. Хотя часто хочется «обезличить» предложение («как бы чего не вышло»), лучше прямо говорить о том, кто стал причиной. Например, вместо «эти люди оставлены без гроша в кармане» лучше говорить, что «государство оставило людей на произвол судьбы». Больше остроты.

2.      Правильно используйте чувство раздражения. Пусть раздражение служит чувством опоры для того, чтобы избегать банальностей и разоблачать мифы. Так, например, многих из нас раздражают истории о беспомощных жертвах и о героях, приходящих на помощь. Вот и подумайте, как это должно повлиять на мотивацию рассказчика.

3.      Не отождествляйте героев историй с ситуациями, в которые они попали. Все люди имеют право выбора и принимают решения, которые приводят к определенным последствиям. Иногда и жалеют о выборе. Не сводите все к «превратностям судьбы». Анализируйте, что в голове у людей, что привело их к тем или иным ситуациям.

4.      Не допускайте предубеждений. Если вы начинаете работать над репортажем без полного понимания проблемы или истории, то хотя бы расширяйте свою картину мира в процессе сбора материала. Кстати, из этого вытекает понимание важной истины: не журналист оказывает услугу другим, а герои историй помогают представителю СМИ. Если об этом забыть, стиль текста может стать отталкивающим.

5.      Не доверяйте слепо памяти. Лучше плохой диктофон, чем хорошая память. Например, человек рассказал какие-то подробности, а когда вы их опишете, он может отрицать, что говорил такое. В таком случае выручает видео- или аудиозапись. Также полезно как можно скорее рассказать услышанное близкому человеку, устно или письменно, например по электронке.

6.      Задумывайтесь о глобальных целях работы. Как можно свой материал проверить на соответствие этим целям? Нужно лишь задать себе вопрос: «Что пропадет, если об этой истории мир не будет знать?» Привлечь внимание к проблеме, указать на истинные причины и даже на настоящих виновников — всё это может быть достойной целью акулы пера.

7.      Не нойте. Свои личные проблемы лучше на суд общественности не выносить. Журналист должен оставаться зеркалом, отражающим мир. Он в тени, а не в центре внимания. Собственное эго лучше отодвинуть на задний план.

8.      Выбирайте полезных, а не удобных собеседников. Порой появится искушение идти по пути наименьшего сопротивления. Но лучше, помня о глобальных целях, позаботиться о более глубоком раскрытии темы за счет умных и понимающих ситуацию людей.

9.      Делайте героев своими соратниками и будьте наблюдательны. Часто можно, душевно пообщавшись с людьми, найти подходящий для материала образ или символ.

10.  Не слишком полагайтесь на официальные источники. Понятно, что работать с документами, относящимися к делу, нужно. Это бывает полезно, но порой и толку от них мало.

11.  Показывайте тексты многим людям и прислушивайтесь к критике. Обратная связь полезна не только со стороны коллег по цеху. Иногда даже дети могут искренне подсказать, чего не хватает материалу или репортажу. Автор порой не замечает очевидных вещей, на которые укажут некоторые критики.

12.  Делайте историю увлекательной, а не упрощайте всё, ориентируясь на самую ленивую часть аудитории. Люди редко читают «много букв» или слушают длинные лекции, это правда. Но стоит ли из-за них «резать» текст? Если увлечь слушателя или читателя, он сможет ухватить идею, даже не поняв какие-то трудные для восприятия места.

13.  Погружайтесь в творческий процесс, копайте глубже очевидного. Совет актуален даже для тех ситуаций, когда времени совсем мало. Потому-то полезно иметь творческие ориентиры: если вам нравится, как работают некоторые коллеги, можно позаимствовать лучшие их «фишечки».

14.  Если что-то остается непонятным, заставьте себя об этом упомянуть. Не утверждайте то, в чем не уверены. Когда не знаете точно, не стройте домыслы. Героям и так приходится сложно. Если перепутать какие-то подробности, это может еще более ухудшить их положение. Добросовестная работа помогает завоевать доверие читателя. Это лучше, чем сенсацией привлечь его внимание, а затем разочаровать неточностями.

15.  Если пришел успех, не переоценивайте свои достижения. Помните, что именно герои историй пошли на риск, рассказывая о происходящем честно и искренне. Именно они «сделали» вашу карьеру.

Отметим для себя, что все эти правила очень важны на текущий момент времени, но содержат некое вечное рациональное зерно, исходящее из общечеловеческих ценностей. Это 15 указателей, направлений движения от опытных мастеров информационного пространства. При необходимости список можно и нужно дополнять.

0
Сергей
Эх, Ллирик, и почему журналисты этого не знают...
0
lirik
Может, знают, но боятся?