Образцовый герой

Автор: Кирилл Жихарев

Как нарисовать образцового героя романа?

Умение «нарисовать героя» характерно для писателей и прозы, и поэзии, хотя законы создания лирического персонажа несколько отличаются. Интересно, что большинство известных нам со школьной скамьи произведений стали знаменитыми во многом благодаря как раз умелому созданию героев. Как они добились такого эффекта?

Мы не говорим об «идеальном» герое романа. На самом деле, такая постановка вопроса не совсем верна. Да и зачем рисовать совершенство, зная о библейском Иисусе Христе? Нам нужно увидеть, какой литературный герой будет интересным. Конечно, понятие тем и отличается от «персонажа», что является хотя бы в некотором смысле образцом. Это слово подходит больше, чем «идеал». И, конечно, чтобы разобраться в законах создания образцового героя, нам не обойтись без классических примеров.

Что стоит учесть в первую очередь: чтобы полностью погрузиться в художественный мир произведения, читателю нужно ассоциировать себя с героем. И чтобы такая самоидентификация была возможна, нужно соблюсти 7 нижеследующих условий.

 

1. Герой должен вызывать симпатию, привлекать.


    К примеру, можно наделить его особым чувством юмора, мужеством, силой духа — чем-то таким, что сделает образ обаятельным. Только тогда в его роли читателю будет уютно. Возьмем для примера Пьера Безухова и Петра Гринёва, для которых понятие чести было не пустым звуком. Или вспомним Чацкого, готового смело идти против системы, ее прогнивших элементов. В крайнем случае, пусть он будет удачливым д`Артаньяном или изобретательным Одиссеем.

2. Сделайте так, чтобы герою хотелось сочувствовать.


     Особенно показательным примером в этом плане является Раскольников. Его не назовешь положительным. Но зато Родион верно следует своим сомнительным принципам и идеям. И мы ему сочувствуем. Мизантропы, преступники и мошенники в качестве главных героев встречаются не только у Достоевского. Когда мы сопереживаем, вовлекаемся в их идеи, это признак литературного мастерства.

3. Герой обязан быть способным на подвиги.


     Понятие подвига здесь применяется в самом широком смысле. От локальных поступков ради любимой до спасения человечества. В этом плане показательны граф Монте-Кристо, тот же Безухов. Они не просто боролись за справедливость, восставали против низости и лжи, но и были готовы сделать ради этого нечто значительное, смелое, по-настоящему геройское.

4. Актуальность для целевой аудитории.


     Мотивы и побуждения, мысли и идеи центрального персонажа — всё это должно отражать в какой-то степени и общечеловеческие ценности, и конкретный период времени. Читателя не просто нужно побудить согласиться, что герой характерен для своей эпохи. Он должен сохранить актуальность для человека любого народа и любого времени. Забавный момент, однако, состоит в том, что целевой аудиторией для великих писателей почти никогда не являются дети. А ведь именно со школы нас знакомят с такими непонятными и далекими «нигилистами» (Тургенев, «Отцы и дети») или «маленькими людьми» (Гоголь). Но это больше вопрос к составителям образовательной программы.

5. Попадание в целевую аудиторию.


     Этот пункт частично вытекает из предыдущего, но не идентичен ему. Идея в том, чтобы в романе для подростков героем сделать их сверстника, который сталкивается с характерными для его возраста проблемами и решает их. А героиней типичного женского романа лучше всего сделать энергичную даму. Или можно наделить ее чертами, которых не хватает многим женщинам; качествами, к которым они хотят стремиться.

6. Герой должен прогрессировать, развиваться по ходу действия.


     Если изменения и будут отрицательными, то в конечном итоге он должен всё равно прозреть, раскаяться, опомниться. Но обычно герой набирается опыта, становится умнее, смелее, свободнее. Тут на ум приходит Болконский, который по ходу действия расстается со свойственным в начале действия честолюбием и становится более любящим, способным к самоотречению. Метаморфоза может касаться не качеств личности, а умений и способностей, но, так или иначе, героя нужно «прокачивать».

7. Герой должен быть правдоподобным.


     Чтобы читатель поверил в реальность происходящего, не делайте из него совершенство во всех смыслах. Иначе самоидентификация может не произойти. Какие-то недостатки бывают серьезными (как пристрастие к наркотикам у Шерлока Холмса), другие касаются лишь изъянов во внешности (как полнота Безухова). Это добавляет действию и образу живости, яркости. В «Трех товарищах» Ремарка сначала наблюдаются весьма ощутимые странности характеров: друзья могут что-то украсть или подраться с «врагами». Но зато, когда речь заходит о проявлениях их верности идеалам дружбы и любви, мы начинаем понимать, что и сами можем достичь подобного.

Естественно, в романе должно быть продумано всё: сюжет, конфликты, ситуации, из которых герои достойно выходят и где они раскрываются во всей красе. И помните о том, что выводы об их героизме должны сами возникнуть у читателя, а не навязываться словами автора. Об этом упоминалось в статье о секретах хорошего текста (подраздел о незавершенном гештальте). Итак, пусть герой не станет унылым и статичным идеалом. Чтобы роман состоялся, дайте ему возможность действовать, доказать свой героизм словами и поступками. 

0
admin
Будем рады вашим комментариям!
1
Елена Недбайлюк
Как жаль! Не умею писать прозу, не даётся она мне. Мои школьные сочинения всегда "выезжали" за счёт эпиграфов и "эпилогов" в стихах. Хотя теперь я понимаю, что те жалкие потуги тяжело даже виршиками назвать. Но учителям нравилось...
Спасибо за уроки!
0
lirik
Ну да, роман не каждый напишет. Но
0
lirik
Ой)
Но даже для стихов эти уроки можно применить, мне кажется.