5 важных уроков для внутреннего творца (на примерах из мира кино)

Редко мы позволяем себе разговор о кино. (Единственным пока исключением является та самая статья о логлайнах и концептах). На то есть свои причины. Вряд ли из тех, кто вращается в этом удивительном мире, читает подобные сайты с целью найти для себя советы. Однако поскольку кино продолжает оставаться важнейшим видом искусства, сегодня я предлагаю компромиссный вариант.

Речь пойдет об абсолютно всех творческих людях — о том, какие уроки должен усвоить каждый из них. И посмотрим на некоторые примеры, которые касаются знакомых многим из нас фильмов. Порой с нашими детищами происходит вовсе не то, чего мы ожидаем. Но как на это реагировать?

От позора до восторга — один шаг

Урок 1. Знаете ли вы, что одно и то же произведение (в широком смысле) может собрать весь спектр отзывов — от «фу» до «вау»?

Пример. Фильм «Комната» от режиссера Томми Вайсо (2003) оказался весьма противоречивым. У создателя были определенные ожидания, однако они не оправдались. Многие критики разбили все чаяния Вайсо вдребезги. Но что же произошло потом? Фильм стал, как это модно говорить, культовым. То, что говорили о причинах этого явления, создателю не нравилось. Это была больше сомнительная реклама — присвоение статуса «худшего фильма всех времен» Все же с ситуацией он смирился.

Однако далее она приобрела неожиданный оборот. Через 14 лет Джеймс Франко сделал фильм («Горе-творец»), повествующий про историю создания «Комнаты». Выяснилось, что она интереснее самого сюжета фильма! Получилось достаточно поучительно. Теперь Вайсо стал настоящей звездой. Ему сделали неожиданный «пиар».

История может жить своей жизнью

Урок 2. Если произведение — это ребенок (да, далеко не новое сравнение), то логично, что оно может пойти своим путем, а не тем, который мы для него планировали.

Дети не всегда идут по стопам отца. Фильмы, стихи, романы, песни тоже. Продолжим анализ истории Вайсо. Сначала он создал довольно личную историю, которая не оправдала его надежд, так как чем-то отталкивала зрителей. Однако дело было, вероятно, в форме подачи, в самом отношении автора к тем рамкам, в которых сюжет, по его мнению, должен был существовать. Когда их расширили, зрители взглянули на все с новой стороны. Получается, что истории нужно как бы оставить больше пространства, воздуха.

Другой пример. Снятый для телевидения проект «Малхолланд Драйв» в какой-то момент потребовал, чтобы его превратили в художественный фильм. Да-да, к его «папе» Дэвиду Линчу пришел «ребенок» и сказал: «Пап, я хочу быть художественным фильмом». 🙂 Именно тогда сюжет стал знаменитым и даже классическим.

Обобщу. Если даже история выглядит завершенной, в ней вы можете увидеть детали, требующие развития, или более подходящие для нее формы. Не сдерживайте себя. Давайте сюжету развиваться, меняйте форму при необходимости что-то усовершенствовать.

Кого слушать: себя или других?

Урок 3. К себе прислушиваться тоже нужно.

Как-то услышал такую мысль: «В первую очередь слушаешь себя, потом — умных людей. Все остальное — отправляешь подальше». Как думаете, рационально? Похоже, что да.

Мысль вот в чем. У вас есть собственный путь. Если критики помогают вам по нему двигаться, здорово. А если сбивают с него? Действительно ли направление ложное или им только так кажется? Вопрос сложный — каждый раз на него можно ответить по-разному. Нужно думать и анализировать. Поможет способность различать.

Если снова вспомнить «Комнату», то Вайсо не отступался от затеи, несмотря на то, что многие высказывались о ней негативно. Преследуя цель заслужить славу, он не жертвовал своими способами реализации и достиг задачи, хотя и не так, как ожидал.

Итак, какие-то советы могут оказаться полезны, а другие, при всей их внешней логичности, только мешают. Но в целом участие других следует принимать с благодарностью. Так-то обычно мнение большинства — показатель. Но иногда автор может рискнуть и пойти наперекор, полагаясь на свой творческий инстинкт.

Пример. «Вечное сияние чистого разума» Чарли Кауфмана. Чарли не прислушивался к другим. И правильно сделал, иначе история даже не оказалась бы на экране.

Знание сюжетной структуры — с целью нарушать

Урок 4. Постоянное развитие — вот единственно верный путь творческого человека. И если говорить о сюжетной структуре, нужно знать используемые рецепты, чтобы… нарушать их.

Грубо говоря, на примере сценария к фильму, если написать по традиционной схеме, значительного успеха не видать. Надо нарушать, развивать. А чтобы это было возможно, требуется глубокое понимание того, что было до нас. Томми Вайсо выбрал нестандартный путь, нарушил структуру. Это вызвало отрицательную реакцию. Но вызвало!

Этот совет не означает, что любое нарушение сюжетной структуры принесет успех или известность. Бывает, что это делается из-за невежества и недопонимания, тогда и результат плох. Дополнительная мысль состоит в том, что…

Урок 5. Осознавать течение и суть структуры сюжета.

Иными словами, нарушение не самоцель. Сначала требуется почувствовать форму для истории методами, которые были до нас. И уже потом следует выйти за ее пределы таким образом, чтобы это было полезно конечному потребителю.

Пример. «Леди Бёрд» Греты Гервиг. Эта душещипательная история построена так, что узнать героя с глубоким внутренним миром можно с новой стороны при каждом просмотре фильма.

*

Что в итоге: смысл творчества есть только тогда, когда оно открывает что-то неизвестное до сих пор. Не только в отношении смысла, но и в отношении формы. Современный читатель/зритель/слушатель требователен к новизне. Это самый главный из 5 пунктов, а остальное — фон.

2 комментария

  1. Идти непроторенным путём сложно, трудно, но интересно, полагаю))
    Только сама вряд ли на такое решилась бы. Это сказывается моя необразованность, скорее всего. Пишу по наитию, куда кривая вывезет))) И, если и пойду когда-то новым путём, то совершенно случайно… от незнания.

    Reply
    • Надо, Елена, надо. Как бы не было тяжко. Хотя бы расширять формы. Попробуйте!

      Reply

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль