3 метафоры, потрясшие мир

Поскольку стихи строятся на метафорах, сравнениях и образах, давайте поговорим о том, как их грамотно и увлекательно вплетать в поэзию. Кое-что вы уже знаете, но я постараюсь вас удивить.

От сравнения к образу

Для начала определимся с понятиями. Метафора основана на наличии каких-то общих свойств описываемого объекта с другим. Она бывает плохой, а бывает хорошей. Соответственно, метафора формирует впечатление о стихотворном тексте. Ее не следует путать со сравнением, хотя разница незначительная, чисто техническая. И состоит в словах типа «как», «словно» и «будто». Например? Вот сейчас прямо на ходу придумаю, зацените:

  1. Твои руки — два моста в мой мир.
  2. Твои руки — словно два моста в мой мир.

Первое — метафора, а второе — сравнение. Первое выражение требует больших усилий от читателя. Он должен догадаться, что это за общее свойство объединяет руки и мосты.

Еще чуть больше усилий требуется для восприятия образа. Часто автор вообще может опустить исходный предмет, который имеется в виду. Его должен дорисовать читатель. То есть можно сказать так:

  1. Ты тянешь нежно два моста в мой мир,
    И так сливаемся в одно мы, р-р-р…

Сам придумал, честно! Старался намеренно наплести что-то повеселее. Главное —  чтобы вы уловили суть понятия. Книжное попытался объяснить по-человечески. Но теперь будет интереснее. Как придумать хорошие образы, метафоры и сравнения? Точнее, даже так: какие из них считаются хорошими, а какие нет?

Не бесите и не частите!

Конечно, при оценке литературных троп большую роль играет чувство эстетического вкуса. Но всё же есть шикарный критерий успеха их использования (или провала). Жизненность метафоры определяется ее способностью рождать ассоциации в мозгу читателя. И неспособность раздражать. Кстати, отрицательное запомнить и понять всегда проще. Поэтому запомните, какие метафоры не вызывают приятных эмоций, а, соответственно, отталкивают от стиха:

  • Взбесившиеся.
  • Стертые.
  • Банальные.

Понятно, что без стертых метафор не обходится даже обычная бытовая речь. Однако в поэзии нельзя строить всё на одних лишь штампах. Вот и банальные — из той же оперы: они не используются в быту, но упорно кочуют из одного стихотворения в другое. Впрочем, мы говорили об этом, когда ругали штампы и банальности. Тут всё ясно: избитое сначала убивает, а потом и надоедает. Не повторяйтесь.

Давайте лучше потолкуем про взбесившиеся.

Вот есть такой тип модных и крутых поэтов на сайтах, которые пишут заумные вещи «для избранных». На тех, кто их не понимает, смотрят свысока: мол, подрастешь — поймешь. Иной раз им удаются стоящие находки, но частенько они грешат и абсолютно несочетаемыми соединениями. Причем не в смысле умелого оксюморона, а в смысле бредового бреда. Типа «стремительным домкратом».

Вообще-то сам термин «взбесившаяся метафора» я встретил не в научной литературе, а на одном поэтическом сайте. С удивлением обнаружил, что его не используют больше нигде. По сути, это изобретение одного знакомого автора и критика. Но это тот случай, когда, если бы он не придумал, то придумал бы другой.

Изначально термин подразумевал, что описываемый объект сравнивается сразу с двумя другими (несовместимыми) объектами. И пусть сходство есть и с тем, и с другим, всё же такой прием частенько вызывает кашу в голове читателя:

Я отметил мечту на разорванной карте крестом,
Говорят, в тех краях был зарыт драгоценностей клад.
Взяли курс на восток и теперь только волны – наш дом,
Словно мать колыбель закачали наш старый фрегат.
Моисеева Анастасия

Вот тут волны — и мать, и дом. Желательно не перегружать.

Однако я бы расширил границы понятия до любой метафоры, которая уводит от истинного смысла. Или не вызывает ассоциаций. Или вызывает не те. Например:

Хлопают грозы ресницами,
Синь над станицею

Грозы и ресницы… Убежден, что метафора должна четко нарисовать основание для параллели в контексте стихотворения. Тут впечатление флирта, а при мысли о флиртующих грозах мое воображение заходит в тупик. И на ресницы грозы не очень похожи. И хлопки несколько разного плана. 

Или из того же стихотворения:

Верю всем сердцем лиловым я,
Что поцеловала
В темя.

Лиловое сердце… Как сказал один комментатор, это, скорее, обыденность патологоанатома, а не образ.

Я намеренно привожу цитаты из стихов сильных авторов, а не графоманов. Суждения конкретно об этих строках субъективны, но задача — проиллюстрировать понятие.

А теперь о правильном. Точнее, о том, что нравится мне. 

В гостях у Маяковского

Когда речь идет о сильных образах, трудно избежать пристрастий и предубеждений. На самом деле, было бы неплохо представить в примеры из творчества нескольких авторов-классиков, но у меня ничего не получится. Потому что есть Маяковский.

Дело в том, что, когда я думаю про самые мощные образы Шекспира, Есенина, они трогают. Но Маяковский будоражит до глубины души и выворачивает наизнанку. Шекспировское «Буду говорить кинжалами», есенинское «с белых яблонь дым» — это замечательно… Но теперь вникаем и учимся. Берем только «Облако в штанах».

Раз:

Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут:
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

Два:

Allo!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле,-
ему уже некуда деться.
Каждое слово,
даже шутка,
которые изрыгает обгорающим ртом он,
выбрасывается, как голая проститутка
из горящего публичного дома.

Три:

Я раньше думал —
книги делаются так:
пришел поэт,
легко разжал уста,
и сразу запел вдохновенный простак —
пожалуйста!
А оказывается —
прежде чем начнет петься,
долго ходят, размозолев от брожения,
и тихо барахтается в тине сердца
глупая вобла воображения.
Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая —
ей нечем кричать и разговаривать.

Итак! Чтобы делать хорошие метафоры, которые потрясут мир, пишите так же хорошо.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль