25 тезисов для шлифовки стилистики текста

Если вы автор сознательный и грамотный, то вполне вероятно, сможете обойтись без редактуры, и таким образом сэкономите свои средства. Но не всем так повезло разбираться в тонкостях орфографии, грамматики и стилистики. Кто-то наймет редактора — в этот тоже нет ничего позорного. И если в отношении норм правописания поможет gramota.ru, то стилистику надо понимать достаточно глубоко, постоянно повышая свои требования к ней.

Сегодня поговорим о некоторых «фишках» стиля, которые надо знать для грамотной редактуры. При этом неважно, вы сами автор или просто помогаете другому писателю. Всего будет 25 секретов. Чтобы не утомить вас, только тезисно!

1. Показывайте, а не рассказывайте.

Вместо того, чтобы сказать «Иван погрустнел» или «Сергей рассвирипел», покажите, как изменилось выражение его лица, какого цвета оно стало. Не надо всё разжёвывать, дайте читателю понять, что происходит, оставьте место для его догадки.

2. Используйте образные глаголы вместо наречий.

Удаляем наречия, но без фанатизма. Только в тех случаях, когда глагол позволит мысли выглядеть более ярко. Скажем, вместо «медленно шёл» напишите «плёлся».

3. Уклоняйтесь от прямых ответов на вопросы.

Если всё понятно, то скучно. Не отвечайте на вопросы читателя слишком прямо и сразу, особенно в диалогах. Водите его за нос, заставляйте предполагать, создавайте благодаря этому конфликты.

4. Сокращайте реплики до минимума.

Обычный разговор включает всего 1-2 предложения подряд, так и читать интереснее, и лучше динамика. Но если приходится писать сразу 3 или больше, то хотя бы разбейте словами автора. Например: «…[1, 2], — Джон откашлялся, — … [3, 4]»

5. Убирайте лишние прилагательные.

Нередко прилагательные бывают неестественными в разговорной речи. А если к одному существительному присоединить сразу два определения, это выглядит отвратительно.

6. Не пишите одно и то же повторно.

При вычитке нужно вылавливать повторы одной и той же мысли. Читатель не дурак, он понял с первого раза. При выборе, что удалить, отсеивайте часть, выраженную хуже, оставляйте лучшую мысль. Повторюсь: не повторяйтесь.

7. Избегайте сорных слов и плеоназмов.

В копирайтинге есть такой термин: «стоп-слова». Это всё лишнее — что удаляется без потери смысла и раздражает при чтении. «Вроде», «как бы», «скажем», «стало быть»… Но есть еще и плеоназмы — когда рядом используются слова, одно из которых уже включает смысл другого. Примеры: упал вниз (и так понятно, куда падают), главный приоритет (приоритет — это и есть главная цель), памятный сувенир.

8. Описания сочетайте с действием.

Если описано, что на стене висит ружье, подчеркните его наличие, например герой возьмет его в руки или хотя бы потрогает. В действии лучше запоминаются важные детали описания.

9. Определитесь, за кого вы.

Хотя Чехов описывал героев нейтрально, в некоторых случаях писатели вполне уместно насыщают текст оценочными характеристиками персонажей.

10. Пишите проще.

Избегайте псевдолитературных приемчиков, которые усложняют текст, делая его тяжеловесным.

11. Пусть герои имеют четкие цели.

Это касается не только глобально всего произведения, но и каждой сцены. Если в каком-то эпизоде цели у героев нет, его можно удалить или доработать. Также желательно, чтобы на пути к достижению цели были препятствия.

12. В начале прозаического текста желательно разместить героя в действии.

Предыстория второстепенна, она подождет.

13. Пишите точно и понятно.

Плохо, если вы допустите оплошности в подробностях, ошибетесь в понимании явлений или слов, а тем более — самой жизни. Но и не забывайте о понятности — читатель не экстрасенс, чтобы разгадывать туманные формулировки.

14. Усиливайте интригу.

Больше об этом во втором пункте другой статьи.

15. Используйте в описаниях разные органы чувств.

Про осязание и обоняние авторы часто забывают.

16. Усложняйте жизнь героя…

…Чтобы он думал, как выбраться из возникших трудностей. Так интереснее. Не просто описывайте тупик, но и покажите, насколько он критичен.

17. Уничтожайте присутствие автора в прямолинейных формулировках.

«Он подумал», «она увидела» — часто это слишком заштампованные, прямолинейные и ненужные фразы. Внимание читателя переключается с героя на автора.

18. Чередуйте предложения различной длины.

Если какое-то предложение чересчур длинное, дробите его. Если коротких, объединяйте. Чередование поможет создать живой ритм текста.

19. Убирайте вздохи и улыбки, если это выглядит банально.

Этот совет связан с тем, что передача эмоций через такие детали выглядит как штамп и слабость автора.

20. Создайте и при необходимости продлите пиковый момент.

В книге должен быть момент накала, который играет на нервах читателя. Окиньте его взором и определите, не слишком ли он быстро заканчивается. Если надо, продлите.

21. Проверьте использование местоимений.

Если идет подряд «он» более 1 раза, это плохо, потому что запутывает. Также бывает двойственное восприятие, когда непонятно, к кому относится местоимение — к предыдущему объекту или к более раннему. Грамматически и стилистически корректен первый вариант.

22. Не бойтесь слова «сказал».

Колоритные «выпалил», «процедил» и т. п. тоже имеют право на жизнь, но иногда и слово «сказал» подходит по контексту.

23. Посмотрите на естественность речи и удалите излишнюю «правильность».

Мы не говорим, взвешивая слова, как при письме. Пусть герои общаются живо, а не искусственно.

24. Удалите нелепые подсказки.

Чтобы не делать из читателя идиота, не пишите нечто вроде: «Как поживает Татьяна, ваша дочь?» Последние два слова тут лишние.

25. Не бойтесь нарушить правило, если того требует цель.

Рамки служат ориентиром. Но бывает, что их нужно расширить. Делайте это не слишком часто, продуманно и аккуратно.

Этот список можно даже использовать для самоконтроля, если редактурой приходится заниматься часто.

2 комментария

  1. Ценные советы. Самообразованием необходимо заниматься, но время упущено. Поздно спохватилась…
    Спасибо, Кирилл!

    Reply
    • Да, тут хоть на стенку вешай)
      Спасибо

      Reply

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль