13 гениальных и тупых советов от Чака Паланика

Заметили ли вы, как странно работает наша эмоциональная память? Мы легче и чаще запоминаем не самое важное и правильное, а то, что вызывает сильные эмоции — неважно, восхищает, возмущает или раздражает.

К чему это все? Во-первых, к писательским секретам от Чака Паланика. Вы заметите, как этот мастер сам применяет то, что советует, когда прочитаете все 13 рекомендаций из его эссе, которое я слегка обработаю для удобства восприятия русскоязычным читателем. Во-вторых, к моему заголовку. Думаю, все-таки вы были заинтригованы: почему это они тупые? С другой стороны, если вам что-то не понравится, будем считать, что заглавие себя оправдало.

А сейчас, не теряя времени, приступим к советам, которые дал известный писатель своим коллегам по цеху. Когда-то мы уже делали подобный обзор советов Стивена Кинга, но теперь мысли еще более интересные.

Вступление: если витрина выглядит неважно…

Однажды Чак Паланик прогуливался с подругой и разглядывал красивые витрины. (Это Америка, канун праздника, если что). Среди них были оформленные качественно и со вкусом. А была одна, выглядевшая совершенно по-дурацки: навалено много всего в кучу — пылесосы, подушки, отвертки, куклы, вешалки… Тогда подруга писателя, Лаура, предположила, что это оформление сделано по принципу «Если витрина выглядит неважно, запихни всего побольше». И как вы думаете, какая из витрин запомнилась Паланику? Правильно, последняя.

Нижеследующие советы придуманы знаменитым писателем по тому же принципу — всего побольше. Пусть даже гениальными посчитают только некоторые, а другие признают абсолютной чушью и тупостью. Это не страшно. Важно, чтобы вам запомнилось — в таком случае когда-нибудь прорастет.

 

Включи машинку, вытри пыль, помой посуду…

Первое. Раньше Чак Паланик уже рассказывал о методе кухонного таймера. Он нужен, когда писать не хочется. Идея в том, чтобы сесть и заставить себя писать хотя бы полчаса, а когда таймер сработает, должно появиться желание. Если не появится — окей, вы свободны на целый час. Но обычно вы уже не можете остановиться.

Сейчас эта рекомендация была усовершенствована — как раз под наши реалии. Можно не искать таймер, а провести время с пользой, например загрузить стиральную машинку. Пока она работает, вы что-то пишете. Однако есть и более глубокая сторона идеи: чередование творческой и обычной рутинной работы. Например, человек загрузил машинку, она постирала, но он так ничего путного не родил. Тогда занимайтесь бездумной работой: вытрите пыль с компьютера, помойте посуду… В это время может прийти озарение, хорошая идея. Цель достигнута.

Как представлять и удивлять читателя?

Второе. Читателя не следует недооценивать. В оригинале мысль звучит так: «читатель умнее, чем тебе кажется». Но это принцип, а в чем же совет? Побуждает писатель к тому, чтобы экспериментировать с формой и не думать, что нужно сделать легкий продукт для серой массы «пипла». Молодежь не читает книг не из-за глупости, а из-за того, какое влияние оказало доступное для всех кино. Оно несколько разбаловало, поэтому одним лишь текстом сегодня удивить стало сложнее. Итак, лучше представлять своего читателя интеллектуально развитым, требовательным, искушенным в способах повествования.

Третье. Всегда отвечайте себе на вопрос «Почему?» или «Зачем?» То есть зачем нужна та или иная сцена: как она работает на идею, продвигает сюжет вперед и т. д.? И, если более широко: почему я хочу это написать? Только когда даны внятные ответы, есть основа сцены. И только тогда можно подходить к компьютеру.

Четвертое. Удивляйте не только читателя, но даже себя. Уводите историю в такое русло, в которое никто не ожидает, уходите от старых схем и шаблонов. Если по ходу действия возникнет сюрприз, читателю он понравится. Аудитория даже не заметит, что это было спланировано.

Зарытые пушки и висящие ружья

Пятое. Когда возникают трудности с продолжением, ищите идеи в уже написанном, своеобразные «висящие ружья» в первых актах. По-английски фразеологизм звучит как «зарытая пушка». А у нас ружье. Помните: если оно висело в первом акте, то в конце должно выстрелить. Подобная ситуация возникла у Паланика с «Бойцовским клубом». Писатель застопорился на моменте с небоскребом, не зная, что с ним делать. И в итоге перечитал сцену, где говорилось о смешивании нитры и парафина: что это ненадежный метод приготовления взрывчатки. Так все решилось само собой.

Шестое. Еженедельно нужно компенсировать часы одиночества общением с ценителями литературы. Советуется хотя бы иногда находиться в такой «тусовке», потому что гонорары никак не компенсируют недостаток общения, который образуется, когда вы пишете в тишине. А оно — нужный стимул для продолжения работы. Своеобразный аванс.

Счастливое неведение и виды прямой речи

Седьмое. Оставайтесь в неведении о том, чем все закончится. Не продумывайте наперед все сразу. Просто думайте конкретно о следующем этапе истории: какое развитие будет логичным и интересным. «Подгонять» развязку было бы ошибкой.

Восьмое. Если нужно больше свободы, меняйте героям имена, заменяй одних другими. Здесь я немного смягчаю паланиковское «уничтожь персонажа». Ох уж эти суровые американцы с украинскими корнями! (Паланик — это на самом деле Палагнюк, а украинская фамилия исковеркана транслитерацией) Честно говоря, тупой совет или я не понял?

Девятое. Комбинируй все три вида прямой речи. Имеется в виду описательный, инструктивный и экспрессивный. Пример описательного: «Полицейские идут к нам!» Инструктивный: «Бежим отсюда!» (потому что идут полицейские). Экспрессивный: «А-а-а, там полицейские!» Некоторые писатели используют лишь 1-2 вида прямой речи, чем обедняют стиль.

Как работают мастера?

Десятое. Пишите так, чтобы самому было интересно и не стыдно.

Одиннадцатое. Используйте свое фото в молодости для обложки. Оно должно вызывать приятные эмоции, стать визитной карточкой. Пусть права на фото будут закреплены за вами.

Двенадцатое. Пишите только о том, что действительно волнует. Только такое произведение имеет шанс оказаться живым, «зубастым». Скрытые смыслы, заложенные в повествовании, должны открыться читателю, которого тоже волнует эта тема.

Тринадцатое. Как работают мастера. История:

*

Резюме. Мне понравилась идея поэтапного развития сюжета и что нет необходимости заранее продумывать развязку, а произведение пусть как бы рисует само себя. Правда, озвученные 13 советов — стиль именно этого писателя. Иными словами, если хотите стать Чаком Палаником, пишите так, но если ищете свой путь, возьмите только то, что понравилось.

4 комментария

  1. Когда пишу, не знаю, чем всё закончится (за редким исключением)
    Если же финал мне известен — работать тяжело. Нужно подгонять детали, продумывать ситуации. А так — я отпускаю фантазию на свободу, и она крутит сюжетом))
    Но, часто просто не могу придумать окончание, и лежит такая «незавершёнка» мёртвым грузом.
    По поводу «всего и побольше»)) Мой отец был художником (одно время даже работал в Донецке в «Торгрекламе», оформлял витрины). Я тогда девчонкой ещё была. Шила себе шёлковое платье лаконичного фасона, без украшений. А на поясок ткани не хватило, пришлось докупить полосочку атласа. Эта полоска оказалась чуть шире, чем основная ткань. Сострочила, отгладила, получилось, что по лицевой стороне вдоль пояска с обеих сторон шёл узенький рубчик другого цвета. Переделывать не хотелось. Отстрочила то что вышло. Папа увидел, и я впервые услышала его слова одобрения моего труда. Сказал, что получилось очень элегантно — ничего лишнего и в то же время сделан замечательный акцент. Тогда он сказал, что этот акцент — изюминка. Наряд не должен быть одноцветным, но и не должен быть перегружен цветовой палитрой. Два, максимум — три цвета, остальное — безвкусица. А, чтобы узнать, был ли наряд дамы элегантным или безвкусным, следует на следующий день, после выхода в этом наряде в люди, спросить её подруг, друзей, в чём была одета дама вчера. Если вспомнят много деталей, цвет, фасон, значит наряд НЕГАРМОНИЧНЫЙ, безвкусный… Элегантный наряд не запоминается.
    Вот такой урок я получила в юности, запомнился до старости)))
    Спасибо за статью, Кирилл! Было интересно))

    Reply
    • Спасибо. Да, все так. Если остается незавершенка, теперь Вы знаете, что надо перечитывать написанное и искать зарытые пушки и висящие ружья.
      А еще — Донбасс рулит, как я смотрю.

      Reply
      • Ситуация меняется со временем, но не кардинально. Чтобы привести всё в норму, нужны умные политики, а не продажные политиканы. Но где их взять во времена, когда даже родная мать выступает в качестве товара…

        Reply
        • Да. Я нейтрален в политике, но война поднадоела. А Донбасс я вспомнил в свете того, что часто встречаю людей пишущих родом оттуда.

          Reply

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль