Этапы редактирования

Мы уже выяснили, что никто не напишет сразу шедевр. В прошлый раз речь шла о важности тренировок, а теперь нужно больше копнуть проблему редактирования. Если тренировки — это подготовка, то редактура — шлифовка и завершение. Какие этапы в него входят, какую цель преследовать? Только исправление орфографии не трогаем: априори считаем, что вы грамотный и талантливый автор.

  1. Настройтесь сделать текст источником гармонии.

Если есть уже вычитанный и поправленный от ошибок текст — с темой, идеей, качественно прорисованными героями, развивающимся конфликтом — вы можете проследить за тем, чтобы он был гармоничным и художественным во всех местах. Это тесно связано с вопросом зарисовки людей, выразительного отражения их чувств и эмоций, о чем мы говорили раньше. Углубляем понимание вопроса.

Совет: определяйте гармоничные и негармоничные места по эмоциональному отклику: что его вызовет, а что нет. И, конечно, эмоция должна быть очищающей, а не отрицательной:  злость или раздражение читателя — признак нарушения гармонии.

  1. Обработка топором: убрать то, что убивает интерес.

Сначала нужно сделать строгую редактуру, где следует удалить абсолютно всё, что убьет интерес читателя. То есть мы говорим о предварительной вырезке лишних моментов. В принципе, если есть силы, можно сразу и заменить самые такие «топорные» эпизоды.

Пример. Когда вы хотите описать чувство, но называете их прямо — «радостно», «грустно», «у героя было такое несчастное лицо…» и т. п. Это убивает не только интерес, но и эмоциональный отклик. Таки эпизоды режем или помечаем — чтобы чуть позже переписать, подумать над ними.

Как именно редактировать: замените действием или образом. То есть вместо «она обрадовалась» надо описать, как это проявилось, а читатель домыслит, какое чувство вызвало реакцию. Любой более тонкий вариант будет шагом в нужном направлении, но для примера можно упомянуть что-то об огоньке в глазах, о направлении взгляда, о каких-то жестах, проявляющих радость, о движении губ. Дальше можно будет что-то поменять, сейчас речь о каркасе, о создании формы, похожей на литературную хотя бы отдаленно.

  1. Обработка резцом: добавляем больше деталей.

Задача сделать текст более выразительным и добавить то, чего не хватает. Скажем, вы упомянули, что герои переглянулись и улыбнулись, описали особенности их взглядов. Но почему это произошло? Что было у него и у нее на уме? Кто-то кому-то понравился? Кто-то вызвал в другом воспоминание из детства? Какой именно была улыбка? Кто и как понял происходящее?

Совет: чтобы грамотно и интересно нарисовать подтекст, наиболее активно используйте зрительные и тактильные ощущения персонажей. Они удачно подходят для того, чтобы погрузить читателя в текст.

  1. Замените клише на что-то более свежее.

Как-то мы говорили о вреде штампов, ну а сейчас напоминание: от них следует избавляться хотя бы на этапе редактуры. Такие моменты легко пропустить, когда пытаешься просто описать сюжет, не задумываясь о методах художественной выразительности.

Пример как неправильно: «герой был готов от радости прыгать до потолка» или когда сам персонаж говорит о себе: «Я думал, что умру от страха».

Как исправлять: если речь о проявлениях радости, подумайте о ее выражении, учитывая особенности героя. Например, он может кого-то обнять, громко засмеяться и т. д. Говоря о страхе, опишите, как он пятится, говорит несуразицу или бледнеет.

Особенно опасно подводить клишированный итог. Когда вы описали происходящее, избегая «лобовой атаки», то есть дали понять, что да как, итог вообще будет лишним. То есть нужно в этом случае не заменять, а просто удалять такое «разжевывание». И еще неестественно использовать клише в речи персонажа, когда он говорит о чем-то важном для себя. Это вообще не свойственно людям — выражать штампами важные мысли.

  1. Проверьте соответствие стилистики и естественность происходящего.

Ошибка новичков — смешивать разную стилистику: высокую и низкую, разговорную и интеллектуально-научную. Это вносит диссонанс. Также случается, что герою в уста вкладываются слова, которые, согласно описанию образа, ему не свойственны. Старайтесь последовательно протянуть через всё произведение характерные черты героя, тщательно подбирая лексику. При редактировании текста постарайтесь отыскать подобный дисбаланс.

Совет: если герой говорит избитыми фразами, не слишком увлекайтесь, это всё равно раздражает, смотрите п. 4.

Подобным образом, следите за соответствием метафор и образов выбранному контексту. Старайтесь, чтобы естественным было и поведение героев в конкретных ситуациях, и степень их откровенности согласно тем условиям, в которых они находятся. Если внешние факторы не содействуют тому или иному поведению, удаляйте такие фрагменты без сожалений.

  1. Постарайтесь проникнуться чувствами и найдите фальшь.

Ненастоящее, грубое, лживое тоже следует убрать. Прислушайтесь к тому, что получилось: действительно ли вы передаете другим природную гармонию или что-то в ее законы не вписывается? То, что не удалось, лучше удалить или переписать.

Если вы замечаете, что слабые места найдены, но идей замены нет, дайте себе немного времени. Лучше не спешить, а позволить мыслям дозреть. Пусть реальная жизнь в этот период подсказывает нужные литературные ходы сама. Если с вами происходит нечто подобное, что с героями, жизнь дарит подсказку и ее следует использовать. Собственный опыт обычно получается наиболее правдиво.

Конечно, когда мозг работает настолько хорошо, что вы умете вжиться в шкуру героев, это прекрасно. Но своим опытом не следует пренебрегать — это будет естественным вкраплением в получившееся полотно. Теперь вы, даже если сами не пишете, сможете работать редактором! 🙂

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль