Что актуально в литературе: последние дни «банданы»

«Что наиболее интересно современному читателю? В юности я зачитывалась фантастикой, в молодости — любовными романами, в зрелости потянуло на жизненные произведения. Это у всех так? В любые времена?» Елена Недбайлюк

Раз уж у меня появился преданный читатель, позволю себе сегодня статью по заказу. Точнее, это будет эссе на тему об актуальных и современных темах с примерами. Вопрос родился в комментарии к прошлой статье. Тему актуальности и современности я уже затрагивал, но тут она стоит прямо-таки ребром: что читателю нужно именно сегодня?

Давайте так — котлеты отдельно, мухи отдельно. То есть вторую часть вопроса оставлю без внимания. Конечно, с возрастом интересы и предпочтения меняются. У всех ли происходит именно в указанном порядке, я не знаю. Тема сложная и спорная. А вот какие темы и идеи сегодня лучше затрагивать, под каким соусом… Вот это интересно. Тем более что есть несколько мыслей.

Мысль 1. Ищите точки соприкосновения интересов

Это нормально (а, по мнению некоторых, даже обязательно), когда мы пишем о том, что интересно нам. О том, что мы прочувствовали и пережили. Но ведь читатель ищет интересное ему. Как же быть? Вот тут важны точки соприкосновения интересов. Умение сказать что-то о реальной сегодняшней жизни. Естественно, нечто такое, чего еще не говорили другие.

Пример. Рассказывает Екатерина Троепольская, журналист, драматург и продюсер. Недавно в городе Канск проводился слэм. В нем принял участие весь местный поэтический клуб. Среди них были женщины лет за 50, которые читали свои довольно пафосные стихи о любви к родным местам. Что-то вроде «Сибирь — любовь моя», «Канск — прекрасный город». Реакция местных жителей на эти тексты была отрицательной. Людям хотелось чего-то, что касается их реальной жизни, а не сказок в духе советского патриотизма.

Понимаете, к чему это сказано? Во-первых, неактуальность подхода к творчеству убивает его – так же, как и неактуальность темы. Во-вторых, лучше выражать свое мнение, а не то, которое как бы «заказано сверху». В советские времена это поощрялось, но и тогда «рулили» те, кто шел против системы, а не тот, кто «гнул политику партии» в творчестве. В-третьих, такие строки от пожилых людей, прозябающих в нищете, едва находящих денег на лечение, звучали насквозь фальшиво. Интересы социального заказа и потребности слушателей не соприкоснулись.

Мысль 2. Стремитесь к остроте и точности

Рассказанный выше пример напомнил мне еще одну истину. От поэта ожидается острота и точность. Какое-то время назад в интернете были модными туманные, полимерные и абстрактные формулировки в литературе, особенно в стихах. Помню, что и на меня это производило впечатление. Так сказать, пускало пыль в глаза, как и техничность текстов. Но потом «наелся». Один умный человек подсказал, что настоящей поэзией наесться нельзя. И ведь точно — я же ищу стихи хороших авторов прошлого, многие перечитываю повторно. А заумные, мудреные читать стало скучно.

В качестве иллюстрации к этой теме я приведу мысль Андрея Родионова, известного российского поэта, соавтора Екатерины Троепольской. В одном из интервью он напомнил о том, что Пушкин прославился в народе прежде всего острыми эпиграммами. Они разошлись по Петербургу молниеносно. Точность и острота отличали его от массы версификаторов. Этот же критерий остается актуальным и сейчас.

Пример четкого и острого высказывания:

«Я географию учил по винным этикеткам» (Всеволод Емелин).

Мысль 3. Нужны жизнеутверждающие тексты

На эту мысль меня натолкнул пост человека, покупающего годные песенные тексты, опубликованный в сети на нескольких сайтах. Когда он описывал некоторые требования к таким стихам, то заметил, что слезы и сопли о несчастной любви приелись. Думаю, это касается не только песенных текстов.

Вполне вероятно, что это тоже критерий актуальности «на сейчас», что он тоже может поменяться. Но все же согласитесь, есть в этом рациональное зерно. Человек вряд ли долго захочет эмоционально питаться условными «соплями». Да, когда поэзия вызывает легкую светлую грусть — это нормально и хорошо. И вполне понятно, что будут интересны обличительные, а не слащавые тексты (см. пункт 1). Но само «нутро» все-таки должно вызывать не депрессию, а желание жить. От настоящей литературы исходит жизненная сила, а не упадническое настроение.

Мысль 4. Нужно сказать об очень важном, при этом удивив читателя

Очень многих стали раздражать слишком общие тексты «про любовь». Открывая новые и неизведанные пути, писатели обязаны находить свежий взгляд на вещи и какие-то потаенные уголки тем и идей. Возможно, общая направленность и будет стандартной, актуальной на все времена: классические варианты любовной, гражданской, жизненной лирики никто не отменял. Но при этом у читателя должно сложиться впечатление, что это оригинально, не банально.

Мысль 5. Эксперименты с формой и языком популярны, но необязательны

Кстати, стремление к оригинальности приводит порой к экспериментам с формой и даже языком. Когда придумывается неожиданное сочетание размеров (вплоть до отказа от силлабо-тоники и перехода к тоническому стиху), схем рифмовки, создаются новые слова. Также в постмодернистский период стало модным удалять в стихах заглавные буквы и знаки препинания, отказываться от рифмы. Все это бывает интересно, хотя тут важны последовательность и чувство меры. Однако мне представляется, что от экспериментов люди тоже устали. Все чаще поэты возвращаются к привычной схеме рифмовки, к обычным способам изложения в духе реализма.

Раскрываю интригу заглавия. В качестве забавной иллюстрации напомню сюжет одного старого выпуска «Ералаша». Там показывалось возможное будущее искусства на примере урока музыки в школе. Учитель, фанатичный рокер, заставляет носить бандану, изучать историю всяких групп этой направленности. После уроков дети в подвале тихонько затягивают «С голубого ручейка…»

Вывод у меня такой: сейчас последние дни постмодернистской «банданы», скоро классический реализм окончательно вернет позиции.

2 комментария

  1. Огромнейшее спасибо, Кирилл!!!
    Сделала вывод — писать нужно так, чтобы самому интересно и легко было бы читать как чужое, спустя некоторое время (если присутствует склероз, допустим))) Шучу, конечно!)) А ещё — как можно полнее вживаться в образ ЛГ. Тогда это будет естественно и интересно.
    Ещё раз благодарю!
    Ваш читатель и почитатель))

    Reply
    • Спасибо, Елена, Вы мой по-читатель и по-писатель)

      Reply

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль