Хокку

Особенности хокку

Интересная штука поэзия, а японская — еще больше. Иногда думаешь, как важны рифма, взрывной смысл, а потом знакомишься с жанром, который все эти основные тезисы опровергает. Едва ли есть жанр, столь далекий от русской ментальности, как хокку. И в то же время вряд ли найдется столь же прижившаяся у нас разновидность твердой формы. Парадоксальная вещь, но факт.

Мне приходилось видеть много попыток русскоязычных авторов создавать хокку. Но ведь мы совсем по-другому представляем предназначение поэзии. Одно дело, когда грамотно развиваешь жанр. И совсем другое — делаешь нечто сугубо русское, используя трехстишие без рифмы. Особенно часто мы пытаемся втиснуть юмор и игру слов. Бывает забавно. Но зачем тогда японская форма?

Итак, вспомним 5 особенностей хокку и составим формулу, своеобразное «сито», через которое можно просеять свои пробы пера.

Техника

С техникой всё довольно просто. Помимо всем известных 3 строк, японцы установили правила в отношении ритма и количества слогов: 5-7-5, в сумме 17. Слов обычно не больше 10. При дословном переводе на русский ритм теряется, однако нам ничего не мешает его придерживаться. Первый вариант – дактиль такого формата:

100 10
100 100 1
100 10

То есть ударными будут

1 и 4 слоги
1, 4 и 7
1 и 4

Пример:

ранняя зорька 1 — 4
розовой гостьей в окно 1 — 4 — 7
тянется мальва 1 — 4

Кэт Шмидт

Ритм может быть и другой — ямб, где ударными являются, соответственно,

2 и 4 слоги
2, 4 и 6
2 и 4

Впрочем, есть мнение, что при составлении хокку на других языках, можно не придерживаться ни ритма, ни правила 17 слогов. Мол, японский язык нам все равно не повторить. Но лично мне нравится сохранение ритма в хокку на русском, что всё-таки усиливает родственную их связь с поэзией. Рифмы-то нет, оставьте хотя бы ритм.

Формулируем первый пункт. Что из этого всего обязательно? Только банальные «3 строки». Если количество строк другое, это не хокку.

Элементы культуры хокку

Исследуя данный вопрос, я обнаружил, что постулаты формулировались родоначальниками жанра. Так часто и бывает. И попробуйте сказать, что это несправедливо. Когда придумывается жанр, особенно важно написать достойные его образцы. Эти образцы формируют классику. Людям нравится итоговый «продукт», и в этом случае они соглашаются, что такой автор имеет право на создание тех или иных правил.

Не забывайте о саби

В случае с хокку одним из первых классиков, сформировавших основные принципы, является Мацуо Басё. Это был не «изобретатель» хокку, а человек, поднявший жанр до уровня высокой культуры. И он акцентировал внимание на проникновении в душу предмета или явления. Поняв его внутреннюю жизнь и сущность, поэт должен передать это в простом и немногословном хокку. Сказать многое малым количеством слов — этот принцип хорошо знаком нам по порошкам и пирожкам, имеющим, впрочем, развлекательную миссию. Есть даже специальный термин — «саби». Он означает принцип-состояние, «печаль одиночества» или его «спокойная радость». Да, как бы противоположности. А еще саби переводят как «просветленное одиночество».

Становится понятно, почему многие сочинители хокку вели простую и уединенную жизнь. И почему они считали, что не каждый человек имеет право писать в жанре: не достиг просветления — не испытал нужный опыт — не можешь передать ценный посыл другим. Постарайтесь, в общем, не забывать о саби — это второй пункт. Вот примеры для закрепления:

На голой ветке
ворон сидит одиноко.
Осенний вечер

Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.

С треском лопнул кувшин:
Ночью вода в нем замёрзла.
Я пробудился вдруг.

Роль созерцательности

Вы также можете заметить, что для современного русского читателя многие хокку выглядят слишком «пресно», скучно. Нам хочется динамики, взрыва, юмора… А тут — то улитка ползет, то месяц светит, то ворон сидит. Не устарела ли форма? Где, извините за выражение, «экшн»?

Важно понимать, что изначально сутью хокку было умение созерцать, то есть внимательно наблюдать за окружающим миром. Связь человека и природы в самых причудливых вариациях — это еще один секрет, который важно держать в голове. Причем задача автора состоит еще и в том, чтобы пробудить воображение в читателе, вызвать ассоциации, а не протолкнуть какой-то субъективный образ. Например, вот как это сделано в одном из самых известных образцов, в творении Кобаяси Иссы:

Тихо-тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи 
Вверх, до самых высот!

Как это похоже на жизнь каждого человека! Незначительность, с одной стороны, и впечатляющие достижения с другой. А как поразителен контраст между медленным темпом передвижения улитки и высоты, которую она призывается взять! Но начиналось всё с наблюдения, с созерцания. Это три.

Гармония и глубина

Четвертым пунктом стоит отметить сифи — осознание гармонии прекрасного. Сифи как раз вытекает из предыдущего пункта. Сначала человек наблюдает, а потом осознает, насколько в природе все гармонично. Прекрасно же:

Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.

Пятое — это насуоми, то есть глубина проникновения. Вот есть у людей моменты, когда они «прозревают», начинают понимать истинную суть вещей. И если отдельными мазками запечатлеть такой момент в хокку, избегая прямолинейности, то получится насуоми. Это значит, что не называются прямо те или иные чувства. О них читатель должен догадаться.

При этом:

  • Используются, как правило, два образа, которые дополняют друг друга или противопоставляются. То есть в итоге это создает либо гармонию, либо контраст, либо и то, и другое.
  • Нужно вставить события и элементы, которые принесли момент просветления, но без их объяснения. Глаголы нежелательны, но допустимы в небольшом количестве: 1-2. Акцент на предметах, элементах природы или быта, эпитетах и фоновых обстоятельствах места (но не времени, тут всё происходит «прямо сейчас»).
  • Не нужны искусственные украшения, эмоции, вопросы и т. п. Просто рисуем картинку и момент.

Да, эти моменты можно было поместить в обсуждение технических вопросов, но тут хотелось подчеркнуть, без чего не получатся глубина и гештальт.

Кстати, как думаете, есть ли вот тут глубина?

Падающий цветок
Вернулся вдруг на ветку
Оказалось: бабочка!

По-моему, есть!

Вроде бы немного правил, но как важно проверять свои попытки хокку на соответствие основным критериям! Если что-то важное забыл, напишите в комментариях.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль