Советы писателям от Антона Чехова

Антон Павлович Чехов был человеком весьма авторитетным в писательских кругах. Мы с вами знаем всего лишь верхушку айсберга — о том, что он классик прозы. Но это был как раз из тех экспертов, к кому не боялись обратиться за советом и в профессионализме которого не сомневались ни на йоту.

Помогал коллегам по писательскому цеху Антон Павлович охотно и много. Все потому, что имел четкие понятия и вкусы. Давайте обсудим его рекомендации о героях, композиции и сюжетах. Они и сейчас актуальны.

 

О стиле и языке

Воззрения Антона Чехова в отношении языка упираются в два понятия: простота и краткость. Только кропотливо отсекая лишнее, вычурное, неестественное, можно достичь ума и сердца читателя. Настолько в этой простоте он был фанатичен, что, по мнению Набокова, считал чуждыми «мятно-сливочные эпитеты» и «оранжерейные прилагательные». Стилистических инструментов, говорил русский писатель, нужно держать в арсенале самый минимум.

Давать советы Чехову приходилось больше по просьбе самих начинающих авторов. И делал он это иронично, но по-дружески. Если они их применяли, только выигрывали. Например, Максиму Горькому Антон Павлович рекомендовал:

«Вы как зритель в театре, который выражает свои восторги так несдержанно, что мешает слушать себе и другим. Особенно эта несдержанность чувствуется в описаниях природы, которыми Вы прерываете диалоги; когда читаешь их, эти описания, то хочется, чтобы они были компактнее, короче, этак в 2-3 строки».

Весьма настойчиво Антон Чехов рекомендовал избегать антропоморфности в описании природных явлений. Подобные советы давал он и Горькому, и Бунину. То есть «пошел дождь», «зашло солнце» — правильно. А вот «море смеялось», «небо плакало» — плохо.

Выделю еще некоторые мысли:

  • Вычеркивайте определения существительных и глаголов, если это только возможно. Идея в том, чтобы чтение было более легким для восприятия, а не усложнялось цветастыми характеристиками.

  • Читайте побольше хорошей литературы, со строгой и дисциплинированной стилистикой. Если «питаться» низкопробной беллетристикой, язык ваших произведений тоже станет вычурным или грубым.

  • Не пренебрегайте логикой. Взвешивайте слова, подбирайте самые точные. Например, в одном случае Чехов обратил внимание писательницы на на ее фразу о том, что героиня ощупывала палкой прочность поверхности снега. Во-первых, плотность, а не прочность. Во-вторых «поверхность снега» — выражение не самое удачное. Ну и, в-третьих, контекст не разъясняет, зачем ей было это делать.

Что особенно любопытно: тенденция к сокращению текстов, «высушивание» воды стало особенно актуально лишь недавно. Но Антон Павлович обращал внимание на «шелуху» и косноязычие, тавтологию и лишние слова уже давно.

О композиции

Чехова уважают за то, до какого уровня он поднял форму рассказа. Только благодаря ему этот жанр стал считаться серьезным. В отношении композиции особенно поражает этот дзен-совет:

«По-моему, написав рассказ, следует вычеркивать его начало и конец. Тут мы, беллетристы, больше всего врём…»

Важность простоты актуальна и в этом аспекте литературного мастерства. Чехов советовал писательнице Авиловой не загромождать сюжет горой подробностей. При этом он остроумно подметил, что «эта гора заслонила солнце». С другой стороны, слишком компактно и концентрированно подавать рассказ тоже нельзя. В эту крайность ударился в какой-то момент Иван Бунин.

Еще один «родной» для этого писателя жанр — повесть. Чехов сетовал, что он и ему дается с трудом, так как подводит привычка писать сжато. Картины громоздятся одна на другую и как бы друг друга заслоняют. Иногда выходил сухой перечень впечатлений, своего рода конспект.

О героях

Есть у Антона Павловича несколько мыслей, очень важных для тех авторов, которые хотят, чтобы их героям верили.

  • Вместо плакс и жертв лучше изображать взрослых и самостоятельных героев, зрелых и ответственных.

  • Если нужно разжалобить читателя, следует избегать нарочитой стимуляции сочувствия. Если вздыхают и автор, и герой, это напрягает. Нужен своего рода фон, коим может оказаться как раз холодность, беспристрастие рассказчика.

  • Больше видеть и больше знать. Такой совет получил Максим Горький, поскольку жил в провинции. Чехов же рекомендовал ему уехать в город, где кипит жизнь. Воображение — это печка, куда нужно кидать побольше дров, пищи для размышлений извне, из реальной жизни. В противном случае фигуры персонажей могут оказаться вне массы, будучи слишком незначительными.

Об авторской позиции и сюжетах

Чехова обвиняли в цинизме и отсутствии авторской позиции. Например, когда описан злодей, он никак не выдавал свою ненависть. Эта ситуация как раз объясняется стремлением быть не судьей, а беспристрастным свидетелем. Так что позиция была, только она касалась подхода к написанию.

Стремление отличать важное от неважного, освещать фигуры, умение говорить их языком — вот что действительно важно, считал Антон Павлович. А вот сюжеты никакие не нужны, ведь в жизни все перемешано. Писать можно даже о пепельнице.

О трудолюбии

Хотя сейчас модно клеймить «графоманом» тех, кто пишет много, Чехов советовал писать побольше, вероятно и для практики, и для того, чтобы хотя бы что-то из этого «выстрелило». Количество содеянного свидетельствует о таланте, как и качество. Оптимальным знаменитый писатель считал 100-200 рассказов в год.

Такие своеобразные позиции отличали любимого для многих из нас автора. Правда, чтобы их применять, нужно погрузиться в писательство с головой, что при нашем ритме жизни вряд ли уже возможно.

4 комментария

  1. Это, в самом деле, советы — на все времена. Завоевать читателя «жиденьким бульончиком» вряд ли удастся. Нужна квинтэссенция чувств и мыслей. Я в молодости не могла длительное время читать Л.Толстого без того, чтобы не пропускать длинные, нудные описания… Меня волновало только действие.
    Но есть категория людей, которым «сюси-пуси» нравятся. Там не нужно думать, анализировать. Такое низкопробное «чтиво» не люблю. Творчество должно находить отклик в душе читателя, тогда оно плодотворно.
    Спасибо, Кирилл, за очередной урок))

    Reply
    • И Вам спасибо) А хотите тему по Вашему заказу?
      Есть идеи для статьи?

      Reply
      • Что наиболее интересно современному читателю? В юности я зачитывалась фантастикой, в молодости — любовными романами, в зрелости потянуло на жизненные произведения. Это у всех так? В любые времена?

        Reply
        • Не совсем, наверное, есть еще понятие актуальности в данный период времени. Конъюнктуры сегодняшнего рынка. Я как-то касался этой темы, надо будет подумать, что могу сказать нового.

          Кстати, задумывался об этом. Если говорить о стихах, то еще недавно тащился от мрачных констатаций реалий сегодняшней жизни. Но все больше в моде жизнеутверждающие тексты… В общем, есть над чем подумать, спасибо.

          Reply

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль