Распространенные ошибки начинающих прозаиков

Распространенные ошибки писателей: навязанное описание героя, предсказуемость, штампы

У качественной литературы много секретов. Суровая правда: даже применяя все советы, вы можете не добиться эффекта. Но если не усвоить трех простых вещей, текст обречен на провал с гарантией 99 %.

Первая ошибка: описание героя навязывается «закадровыми» словами автора, особенно если в его действиях мы подобного не наблюдаем. Вторая: неумение работать с интригой, то есть когда читатель быстро догадывается, чем всё закончится, когда всё предсказуемо. И третья: обилие банальностей и штампов, когда «вторичность» бросается в глаза и затмевает авторский замысел.

Теперь подробнее.

Герой: автор и сцена

Суть в том, что автор, конечно имеет право выражать свое мнение о созданных им персонажах, но лучше, если выводы сделает читатель на основании происходящего. Вместо того, чтобы персонаж раскрывался «на сцене» некоторые авторы долго рассказывают о нем, мусолят описания психологических портретов. Это ошибка.

Давайте на примерах. Классический в этом плане ляп допустили соавторы серии книг, подписанные именем главного героя, Макса Фрая. Например, говоря о начальнике Макса, Джуффине, авторы используют страшные определения. Светлана Мартынчик и Игорь Стёпин называют его великим и ужасным. Но где доказательства? В действии он выглядит вполне приличным и симпатичным человеком. Если же он делает что-то хорошее, это объясняется его позитивным настроением в этот день.

Подобные ошибки случаются и в более известных, даже классических, произведениях. Только в меньшем масштабе. Порой кажется, что мнение автора подано не очень тонко. Даже у Ремарка нашел этот косяк, но буквально в одном абзаце. Посмотрите вместе с контекстом:

— Есть у тебя при себе наличные? 

Роза услужливо достала сумочку, залитую кофе: 

— Только пять марок, Артур, ведь я не знала, что ты придешь, но дома есть больше. 

Жестом паши Артур небрежно опустил серебро в жилетный карман. 

— Ничего и не заработаешь, если будешь тут продавливать диван задницей, — пробурчал он недовольно. 

— Сейчас пойду, Артур. Но теперь какая же работа? Время ужина. 

— Мелкий скот тоже дает навоз, — заявил Артур. 

— Иду, иду. 

— Что ж… — Артур прикоснулся к котелку. — Часов в двенадцать загляну снова. 

Развинченной походкой он направился к выходу. Роза блаженно смотрела ему вслед. Он вышел, не закрыв за собою дверь. 

— Вот верблюд! — выругался Алоис. 

Роза с гордостью посмотрела на нас: 

— Разве он не великолепен? Его ничем не проймешь. И где это он проторчал столько времени? — Разве ты не заметила по цвету лица? — сказала Валли. — В надежном местечке. Тоже мне! Герой! 

— Ты не знаешь его… 

— Я его достаточно знаю, — сказала Валли. 

— Тебе этого не понять. — Роза встала. — Настоящий мужчина, вот он кто! Не какая-нибудь слезливая размазня. Ну, я пошла. Привет, детки! 

Помолодевшая и окрыленная, она вышла, покачивая бедрами. Снова появился кто-то, кому она сможет отдавать свои деньги, чтобы он их пропивал, а потом еще и бил ее в придачу. Роза была счастлива. 

Сначала герои (Роза и Артур) раскрываются образцово, в действии. Но завершающий абзац получился слишком топорным, лишним. С ними и так было всё ясно.

Интрига: предсказуемость убивает

А как работать с интригой? Предсказуемость убивает. Интерес читателя, само произведение… Работа с интригой должна быть филигранна, иначе возникнет скука, которая помешает даже дочитать рассказ. Либо же читатель понадеется на то, что понял неправильно, а дочитав, разочаруется.

Как этого не допустить? Задайте себе некоторые вопросы:

  • Какова моя целевая аудитория? Насколько она знакома с темой? Что я готов предложить нового?
  • Популярна ли сама тема в нашем веке? Придумал ли я, под каким углом ее подать? Как придать идее новое звучание?
  • Способен ли я обмануть ожидания читателя? Если это проза, речь о развязке, если стихотворение, то, например, о рифме. Но нужно перевернуть смысл, удивить, даже шокировать. Иначе скучно. Такое уж время нынче.

Хотите забавный пример? Пожалуйста. Чтобы вы не терялись в догадках, что это за такой «крутой» чувак нас учит, посмотрите сюда. Это мой рассказ, в котором я попытался написать легкую историю с неожиданным концом. Почти все читатели говорили, что сразу догадались, каков будет финал. Стыдно, конечно, но ничего не поделаешь. Выводы я сделал. Зато теперь вам проще будет воспринимать мою критику классиков. 🙂 Это всё — от желания сделать искусство лучше. И свои творческие потуги я тоже готов воспринимать критически.

Штампы не должны иметь место на страницах нашей печати

Штампы — это прежде всего фразы и выражения, которые затерты до дыр. Вот, кстати, «затерты до дыр» — тоже штамп. И «на страницах нашей печати». И «должны иметь место». Намеренные. А под банальностями я подразумеваю подачу очевидных и известных людям вещей. После которых хочется сказать: «Да ладно?! Неужели?!»

Если вы хотите знать о штампах и банальностях, почитайте Коэльо. Не отрицаю его таланта комбинировать собранную где-то информацию, но вторичность второстепенных компонентов его произведений перевешивает порой оригинальный сюжет. Я прочел лишь два его произведения, «Алхимика» и «Заир», но этого было достаточно, чтобы сказать одной своей читающей знакомой: «Коэльо пишет одинаково». Она прочитала больше его творений и была полностью согласна. Это заметьте, критика самого стиля заимствовать чужое. Не отрицаю некоторых положительных сторон его произведений — например, хотя он и такой себе «кэп Очевидность», порой подача очевидностей выглядела лично для меня симпатично и своевременно.

Что особенно плохо: чем чаще человека «кормить» штампами и стереотипами, тем больше он тупеет. А ведь литература должна достигать благородных целей…

Для иллюстрации. Вот что делают с мозгом человека штампы:

Мозг становится грустнее, печальнее и в итоге смотрит на мир с явной обидой.

Итак, давайте для себя навсегда решим, от чего отказаться при создании шедевров литературы. От навязанных «топорных» авторских описаний героев, от предсказуемости и штампов. Если хотите, можете поделиться в комментариях своими примерами подобных косяков у известных или неизвестных авторов. Также готов к обратной связи по поводу подачи подобных тем. Хвалите, ругайте, но не молчите!

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль