Работа копирайтера: вся правда

Хочу рассказать вам всю правду о работе копирайтера. Это самый распространенный вид творческого заработка. Но сегодняшние реалии суровы: чтобы зарабатывать, нужно приносить пользу. Если мы говорим в широком смысле о составлении текстов — для печатных изданий или сайтов, нужно для начала понимать потребность целевой аудитории и тенденции сегодняшнего информационного поля. А затем учиться, учиться, учиться…

Тема широка, но пока очертим круг вопросов так:

  • Какие сегодня пишутся тексты и как? 2 типа текстов и по секреты их редактирования.
  • Какие требуются умения для работы? Грамотность? Что-то еще?
  • Где и как учиться? Конкретно скажу, куда полезть и куда не надо, чтобы вы не тратили время и деньги зря.

Поехали.

Информация или продажа

Зарабатывать на написании текстов можно так:

  1. Писать продающие тексты. Польза будет владельцам бизнеса, которые увеличат свою прибыль благодаря качественным текстам. И покупателям, возможно. Если они разберутся, что им предлагают.
  2. Сочинять информационные тексты: о том, в чем разбираетесь; либо, если не очень, на основе чужой статьи делаете рерайт. Уникальный и грамотный.

В первом случае нужно думать не о том, как облапошить покупателя и сказать во всех статьях ключевые выражения или «лучшая цена», «оптимальное качество» или «точно в срок». Не нужно и перечислять абсолютно всё о товаре и услуге. Задача состоит в том, чтобы четко объяснить людям ее конкурентные преимущества. Без лишних и общих фраз.

Пример. Вместо «Купите лучшую отраву для мышей у нас по самой выгодной цене» лучше написать так: «Мыши любят нашу отраву. Они не разлагаются, а засыхают, поэтому после смерти не издают неприятный запах. У нас дешевле, чем у конкурентов, на 3 %, а если найдете цену ниже и дадите ссылку, дарим пачку отравы бесплатно». Разумеется, всё это должно быть правдой.

Второй вид работы с текстами предполагает иную цель — дать информацию. Сейчас ценится умение подать ее полно, но тоже без воды. Лучше, если вы в теме. Так, чтобы посетитель сайта нашел всё, что ему интересно, и не ушел искать куда-то еще. Но если он увидит лишние слова типа «остается только добавить, что…», это быстро охладит интерес. Люди пресыщены информацией. Если ее плохо подать, сразу возникнет отвращение.

Теперь секреты:

  • Продающий текст хорош, если он убедителен. Если сами захотели купить — отлично, если нет — редактируйте. Второй секрет давно изложен западными маркетологами, в его основе 4 принципа: внимание, интерес, понимание, действие. Это одновременно 4 пункта плана: привлекаем внимание (заголовок, лид — вступление), подогреваем интерес, разъясняем суть, призываем к действию. В дебри пока лезть не будем. Это ключевой момент.
  • Информационный текст эффективен, когда он структурирован и прост в восприятии. Примерно, как эта статья. 🙂 Люди сейчас обленились совсем, они не читают «простыню» без подзаголовков, списков и выделенных пунктов. Рассказывайте суть, как будто делитесь с другом. Можно выбрать собственный стиль: рубить правду и развенчивать мифы или приправлять рассказ юмором и иронией. Тут в основе успеха лежат точность и простота, а также личность автора и его авторитет. Читателю не должно быть скучно, он хочет быть уверен, что не тратит время зря.

Важные скиллы: не полагайтесь на машину

Итак, вам потребуются грамотность, настойчивость и умение работать с информацией. .

Я всё больше удивляюсь, что даже среди моих знакомых многие находятся в плену иллюзий.

— Ты же работаешь в Интернете, можешь подсказать, где искать заказчиков?

— Скажи как писатель писателю: ты писать умеешь? Как с грамотностью? Как в школе давались сочинения?

— А что без грамотности никак? Есть же Word — он подчеркивает…

Это такой себе обобщенный диалог. Не хочу, чтобы вы заблуждались и, потеряв кучу времени, разочаровывались, поэтому сразу говорю всю правду в двух словах:

  • Писать надо уметь. Этот заработок не так прост.
  • На программы типа Word или проверку орфографии через сайты типа text.ru или сайт Orfogrammka.ru. Да, кое-что они подсказывают. Но не всё и не всегда правильно распознают ошибки. Например, текст.ру не признает написанные через дефис слова. Другие просят деньги за проверку ошибок (за лицензию или работу редактора). Сложно компьютеру и с пунктуацией: есть очень много спорных случаев, когда автору надо самому разобраться, какое правило действует. Поскольку ваш товар и одновременно инструмент — это слово, надо научиться работать с ним.
  • Лучше зайдите на сайт Грамота.ру и почитайте разделы с правилами.

Поймите правильно: я не утверждаю, что грамотность — единственное требование. Но она необходима, это минимальная предпосылка. Дальше можно осваивать другие аспекты мастерства. Написание слов подскажет и Интернет, а вот структура текста и предложения, красота стиля зависят всецело от вас.

Почему я упомянул настойчивость? Среди моих знакомых есть масса людей, не способных к писательству, отпавших быстро или после долгих и тщетных усилий. Но есть и другой пример: один не очень способный товарищ сумел обучиться и успешно продолжает работать на бирже etxt. Однажды я поделился с ним своим заказом и он написал текст, который почти довел меня до слез. Но теперь это его хлеб.

У кого учиться: 2 гения и аутсайдеры

Гении. Учат копирайтингу многие. На слуху у меня 3 имени — Максим Ильяхов, Даниил Шардаков и Денис Каплунов. Но я сразу хочу отправить вас к Ильяхову (Москва) и Шардакову (Минск) — у них есть достаточно хорошие базовые бесплатные курсы и рассылки, которые интересно читать, а платные лично я не покупал и не смотрел.

Аутсайтеры и середнячки. После этих двух товарищей Каплунов смотрится весьма бледно. Его блог отдает какой-то вторичностью. Впрочем, вы сами можете заглянуть ко всем троим и сравнить. Если чей-то сайт не понравится, не тратьте больше 10 минут. Разница ощутима с первых строк. У других копирайтеров сайты часто такие, что с них хочется сразу убежать. 🙂

Примечание. Мне не платили за рекламу — это просто мнение. Ссылку давать не буду — поиск Гугла в помощь. Кстати, Ильяхов еще сделал сервис «Главред», помогающий удалять из текста лишнее. Но учтите, что это тоже машина, не все поправки стоит принимать слепо. Для иллюстрации его работы:

Каждый подчеркнутый красным момент комментируется, когда на него навести стрелку

***

В разговоре о способах заработка или бизнеса у меня вот такой странный стиль: сначала попытаться отговорить. Если не получилось — можно объяснять дальше.

Отговорил вас? Отлично, займитесь лучше любимым делом. Убедил попробовать учиться? Тоже неплохо, желаю успеха. А правда всегда сурова, но справедлива.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль