Поэзия Серебряного века. Часть 1: история и эстетика символизма, представители

Когда хорошие поэты или критики спорят друг с другом о том, что же такое настоящее стихотворение, скорее всего, у них просто разные взгляды на теоретические вопросы. Возможно, это представители разных течений. Таких ситуаций было немало на рубеже 19-20-го веков, достаточно много их и сейчас, в эпоху развития технологий, а также крайней пресыщенности информацией и объектами творчества.

На литературных сайтах тоже спорят, пуская в ход обычные логические аргументы, троллинг, экспромты, смайлы и даже прямые оскорбления, ведущие к наказанию. Всё же нельзя не признать, что искусство бывает разным. В первой части серии статей о модернистских течениях мы поговорим о символизме: его истории, эстетике и представителях.

История символизма

Символизм является первым российским модернистским течением. Как и всегда, новое течение появилось, когда изжили себя старые рамки, в которых трудились предшественники. Так, больше не устраивали многих молодых поэтов крайности индивидуализма и субъективизма. Художник приобрел новую общественную роль, поскольку требовалось объединить людей. Для этого нужны были новые формы искусства.

Началом развития русского символизма считаются 1890-е годы (в Европе он ведет историю с 1870-х), когда новые поэты-дебютанты вышли из существовавших рамок. Позднее они стали называться старшими символистами. Но это был лишь первый этап. Вскоре возникла новая волна со своими взглядами и идеями. Так называемые «младосимволисты» (печатались в 1900-х) имели несколько иное мироощущение и направляли творческие силы чуть по-другому.

Эстетика и теоретические положения

Символизм вобрал в себя самые разные философские учения и идеи. Тут пригодились и взгляды древнего мыслителя Платона, и положения современников: Бергсона, Ницше, Соловьева.

Раньше считалось, что искусство познает мир. Теперь новые писатели стремились конструировать его в процессе своего творчества. При этом одним из главных средств для достижения этой цели представлялся символ, под которым подразумевается многозначное иносказание. Важным считались созерцание тайных смыслов, зашифрованных в литературных творениях посредством намека. Характерные черты:

  • Художник творит подсознательно и интуитивно. Рациональный способ передачи «тайн» отвергается. Всё же от художника ожидается рациональная чуткость.

  • Поэт старается недоговаривать. При помощи недосказанности читателю дается возможность самому дорисовать картинку и проникнуть в глубины создаваемых миров (что-то подобное упоминалось в статье о гештальте). Отсюда некоторая элитарность такого творчества: целевая аудитория должна быть достаточно образованной для того, чтобы стать соавтором.

После символа важнейшей является категория музыки. Подразумеваются 2 значения этого термина:

  1. Общемировоззренческий, философский смысл: музыка как первооснова любого творчества. Это универсальная метафизическая энергия.

  2. Технический. Музыка как звуковая и ритмическая фактура стиха. В поэзии символистов наблюдается прямое заимствование музыкальных композиционных приемов, порой они построены на потоке созвучий и перекличек.

Совершенно неожиданно разными оттенками смыслов у символистов заиграло слово. Строфика стала более разнообразной. Также приобрели особое значение приемы поэтической фонетики: ассонанс и аллитерация.

Примечание. По-простому ассонанс — это повторение гласных, а аллитерация — согласных звуков. И то и другое — средства художественной выразительности, создающие в стихотворении своего рода дополнительный фон. Всё же аллитерации легче заметить, к тому же они открывают больше возможностей. В примере ниже местами чувствуется атмосфера шуршания благодаря шипящим звукам.

Символисты: поэты и теоретики

Одним из главных теоретиков символизма является Вячеслав Иванов. Именно он определил эстетику течения как «тайнопись неизреченного». Он также был и поэтом, воплощавшим в жизнь озвученные идеи.

Заговорили о символистах в России благодаря статье Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе». Она была опубликована и прочитана в Петербурге в 1892 году.

Все же любое течение признается значительным и влиятельным благодаря талантливым произведениям. На серьезное отношение к символистам повлияли поэты Анненский, Бальмонт, Брюсов, Блок, Белый. Теперь выделю наиболее известных представителей двух «волн»:

  • Старшие: Брюсов, Сологуб, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус.

  • Младосимволисты: Блок, Белый, Иванов, Анненский.

Подведем итог

Поэзия Серебряного века в России многогранна и удивительна. Примеры работ указанных выше авторов лучше найти самостоятельно. Они стоят того. Но это лишь одно из удивительных течений, повлиявших на сознание читающих, образованных людей. Нам еще предстоит знакомство с акмеизмом и футуризмом.

Символизм очень ценен в попытке создать некое универсальное, объединяющее мировоззрение. Таинство недосказанности, красота звучания, возможность разных трактовок — все это наполнило искусство новой содержательностью. Оно стало более личностным, загадочным, глубоким.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль