Поэзия Серебряного века. Часть 4: враждующие футуристы и имажинизм

Разговор о футуризме был бы неполным, если бы я не сделал небольшой обзор основных подразделений и групп (кружков) этого течения. Только будьте внимательны и осторожны — в этом вопросе все относительно. Одни перебегали из одного кружка в другой. Иные сначала пытались дружить с футуристами, а потом отрицали свою связь с ними.

Итак, сегодня кратко обсудим кубофутуризм, эгофутуризм, имажинизм, а также вспомним группы «Гилея», ЛЕФ, «Мезонин поэзии» и «Центрифуга».

Кубофутуризм

Определение. Это слияние кубизма в живописи и футуризма в поэзии, разложения предмета на структуры и развитие его во времени, которое трактовалось как четвертое измерение. Именно эта ветвь была первой, самой влиятельной и радикальной, во многом благодаря входившему в ее состав Маяковскому. Именно в рамках кубофутуризма появилась первая футуристическая группа под названием «Гилея». Еще ее члены назывались будетлянами.

Представители. Постоянного состава у «гилейцев» не было, с 1910 года в группе состояли Маяковский, Каменский, Гуро, братья Бурлюки, Хлебников, Крученых, Лившиц.

Программные позиции. В прошлой статье я не упомянул важный манифест — «Пощечина общественному вкусу». Он принадлежал именно кубофутуристам, а наиболее важным и скандальным тезисом его стал призыв «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого… с парахода современности».

Хлебников, который был одним из ярых инициаторов такой позиции, позже высказывался, что имелось в виду право посмеяться над классиками прошлого и идти вперед. Их роль для своего времени он вовсе не отрицал. Подобным образом, еще один деятель, Третьяков, пытался трактовать радикализм в оценке именно «программного» Пушкина, разжеванного и привычного». Он сетовал, что теперь Пушкин «сделался аршином изящного вкуса и перестал быть динамитом».

Теоретические идеи о приемах творчества изложены Хлебниковым и соратниками позже, в труде «Садок судей II». Вот примеры:

  • Поиск «самовитого слова». Стремление «свободно плавить» славянские слова, таким образом создавая новые лексические единицы.

  • Неологизмы делались как из знакомых корней, так и совершенно новых. Иногда выглядели они внешне бессмысленными. Появлялся новый заумный язык, сокращенно — заумь.

  • Фигурное построение стихов, отход от норм правописания и расположения текста.

Чтобы понять, до какого абсурда дошли кубофутуристы, посмотрите на это «стихотворение»:

 

Его автором был А. Крученых. Важен сам комментарий литератора: тут, заявлял он, «более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». К концу 1914 года «Гилея» развалилась.

Эгофутуризм

Определение. Как известно, «ego» — я, «futurum» — будущее. Логично, что творчество будущего строилось посредством возвеличивания себя, либо лирического героя, его души. «Эгоисты» действовали всего несколько лет, с 1911 по 1914 г.г.

Деятели. Основал эгофутуризм известный поэт Игорь Северянин. Его взгляды стали опорными точками течения, хотя на самом деле все не так просто. Некоторые примкнули к течению и пытались оспорить лидерство Северянина. А когда он ушел, попытались развивать школу без него. Ничего толкового из этого не вышло. Можно вспомнить такие имена: Г. Иванов, К. Олимпов, Грааль-Апрельский, С. Игнатьев, В. Гнедов, В. Баян, А. Вертинский. Но Иванов вскоре перебежал к акмеистам, а творчество остальных оказалось слабым.

Лозунги и цели. Северянин просто добавил к слову «футуризм» «эго». Никакие манифесты создавать он не собирался, четких революционных идей не имел. Все же взгляды свои он выразил.

  • Душа — единственная истина. Вот тут как раз содержится обоснование «эго» в названии. Провозглашалось самоутверждение личности. В центре внимания был лирический герой.

  • Поиски нового должны были делаться без отрицания старого. То есть классиков «бомбить» не предлагалось.

  • Неологизмы приветствовались, но только осмысленные.

  • Декларировалась борьба со стереотипами, шаблонами, поощрялось разнообразие метров

  • В стихах проводились звуковые эксперименты, делались попытки создания смелых образов, эпитетов, интересных рифм.

Как видим, достаточно интересно и логично, без лишнего пафоса и эпатажа. Одна загвоздка: в этом не было ничего нового. Все тезисы присутствовали в программах литераторов и критиков предыдущих поколений.

Имажинизм

Определение. Это направление провозгласило главным объектом поэтики образ как таковой. Слово «image» и переводится как образ.

Деятели. Вот тут все вращается вокруг Сергея Есенина как самого сильного поэта. Но организаторами были другие: Анатолий Мариенгоф и Вадим Шершеневич. Еще одно более-менее заметное имя: Рюрик Ивнев.

Связь и отношения с футуризмом. Трудно и отделить имажинизм от футуризма, и причислить к нему. Невозможно его отрицать, но и сложно выделить в отдельное самостоятельное течение. Некоторые имажинисты просто внутренне тяготели к идеям футуризма, но хотели отмежеваться от футуристов, поведение которых им не нравилось. Эти деятели не хотели быть рупором власти, отказывались писать о политике.

История. Началось всё в январе 1919 года с выступления имажинистов на поэтическом вечере. Сразу же после этого появились их письменные программные позиции. Вообще-то имажинизм появился в Англии, но когда был «пересажен» Шершеневичем на русскую почву, общего почти не осталось. В 1924 году Есенин заявил о выходе из группы и одновременно провозгласил конец имажинизму. Его бывшие соратники попытались продолжить общее дело без него, однако это была лишь агония, длившаяся несколько лет.

Тезисы программы. Здесь ничего особенно интересного — все вокруг образа, который иногда подменял все художественные средства. Поэтическое творчество объявлялось как процесс развития языка через метафору. Стихотворение — это «каталог образов», и должно читаться как с начала, так и с конца.

В качестве закрепления проиллюстрировал для вас конфронтацию Есенина и Маяковского. За основу взяты реальные высказывания поэтов.

 

Интересные факты

Несколько слов о группах (кружках) поэтов-футуристов (не путать с подразделениями эго- и кубо-). Если акмеисты дружили, символисты были разрозненными, то футуристы открыто враждовали.

  • Хотя Маяковский и Есенин часто выступали как оппоненты, они знали цену друг другу и признавали таланты соперника. Как-то Маяковский даже предпринял безуспешную попытку привлечь Есенина к своей более поздней группе ЛЕФ (Левый фронт), существовавшей примерно с 1923 по 1929 г.г. Художественная интерпретация полемики отражена в сцене фильма «Есенин» с Безруковым в главной роли.

 

  • В 1914 году возникла группа «Центрифуга», в числе активистов которой значились Бобров, Пастернак и Асеев. Они считали своими соперниками кубофутуристов и кружок «Мезонин поэзии». Старались развивать идеи эгофутуристов. Эти поэты делали акцент не на словах, а на интонационно-ритмических и синтаксических структурах. Кружок существовал аж до 1917 года, но книги под этим «брендом» издавались до 1922-го.

  • «Мезонин поэзии» — группа, существовавшая всего около года (1913). Это умеренное крыло футуристов, однако резко оппозиционное «Центрифуге». Организатор группы, Шершеневич, несмотря на принадлежность к московским эгофутуристам, старательно громил другой «фланг» родственного направления футуризма.

Вот такие страсти разгорались в России в 1910-1920-е годы на поэтическом фронте. Это потом начались репрессии, и возникла длительная гегемония социалистического реализма.

2 комментария

  1. Страсти-мордасти… Моё мнение — и проза, и поэзия, и изобразительное искусство должны быть РАЗНООБРАЗНЫМИ, на любое направление, течение найдётся читатель и почитатель и зритель. А они копья ломали, доказывая «вшивость» соперников. Понятно, что эти споры были толчком в развитии нового. Но глупо отрицать старое. Пример — тот же А.С.Пушкин, которого по сей день читают с удовольствием и по праву считают гением в русской литературе во всём мире.
    Давно как-то возникло обсуждение поэзии. Я высказала своё мнение по этому поводу — бОльшая часть читателей предпочитает стихи без зауми, с мелодично построенным ритмом и звуками. Мне возразили, приведя в пример стихи Маяковского. Пришлось провести мини-опрос. Читатели были на моей стороне. Стихи, написанные созвучно душевному настрою, легче к восприятию и запоминанию. А такая поэзия, как у Маяковского — для трибун подходит больше. Её не читать, а слушать в определённых ситуациях в зале лучше.
    Отсюда вывод — в каждом случае нужна своя поэзия соответствующая настроению, или создающая должное настроение слушателю или читателю.
    Спасибо за краткую и ёмкую расшифровку направлений в литературном творчестве, Кирилл!!!

    Reply
    • Да, я согласен, Елена: истинная поэзия выше всяких направлений. Эту фразу говорит Есенин в исполнении Безрукова — в том фильме, который я упоминаю. По сути, так и получилось — он покинул имажинизм, Маяковский — футуризм. Эти группы были нужны лишь на каком-то этапе становления поэта. Для обучения, для того, чтобы какие-то идеи почерпнуть. Потом каждый пошел своим путем. Уважаю творчество Пушкина, Есенина, Маяковского — зря они друг с другом воевали, время показало, что оба гении. Для меня лично Маяковский даже поактуальнее Есенина, хотя, конечно, как человек… Вероятно, я боялся бы с ним общаться.
      Спасибо за комментарий.

      Reply

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль