Поэзия Серебряного века. Часть 2: история, положения, представители акмеизма

Повторю упомянутый в статье о символизме метод изучения любого направления в искусстве. Рассмотрите его как реакцию на отжившие рамки, найдите отличия старых и новых творческих концепций. Вот и акмеизм — течение самобытное, яркое, начало свою историю с бунта против крайностей символизма.

Акмеизм — второе модернистское течение в России. В отличие от символизма, оно не имело особых аналогов в остальном мире. В переводе греческое «акме» означает что-то вроде «пик, максимум, зрелость, цветение». Как же вызрел бунт против символистов? Спровоцировал его тот, чей портрет красовался в статье о них, — Вячеслав Иванов.

Истоки: критика Гумилева и его друзей

Осенью 1911 года проходило очередное заседание поэтического салона «Башня», где «командовал парадом» этот самый корифей символизма. Иванов позволил себе резкую, даже грубую, критику произведения Николая Гумилева «Блудный сын». Все это происходило на глазах у нескольких молодых и талантливых поэтов. По сути, это оскорбило их чувства, что и вылилось в протест. Поэты, симпатизировавшие Гумилеву, демонстративно ушли, посчитав, что отныне им не по пути с «Академией стиха».

Теперь товарищи Гумилева решили развиваться самостоятельно. Они организовали «Цех Поэтов» как бы в противовес «Академии». Уже через год шестеро наиболее способных авторов сформировали свое содружество, назвали себя акмеистами и провозгласили некоторые творческие идеи, столь возмущавшие многих символистов тогда и впоследствии.

Интересный факт. Акмеисты отличались большей организационной сплоченностью и связывавшей их круг личной дружбой. Тем не менее, как литературное течение они просуществовали недолго. Поэты, декларировавшие эстетику акмеизма, оказались очень разными, общей теоретической платформы не было. Их круг остался достаточно узким и прочно связанным с Гумелевым, а после его расстрела в 1921 году акмеизм прекратил развиваться как поэтическая школа.

Таким образом, упрощенно историю акмеистов можно представить как войну талантливых поэтов против перегибов символизма. Группа друзей Гумелева стала строить свои художественные миры по иным законам. Основной этап развития и формулирования этих законов пришелся на 1910-е годы — достаточно бурные с исторической точки зрения для России. Позднее (20-е — 30-е) соцреализм был провозглашен единственным «правильным» направлением и фактически уничтожил акмеистов как врагов.

Творческая концепция акмеизма: Где слог найду…

Идейные позиции акмеистов неплохо умещаются в нескольких строках. Поэтических. То есть когда некоторые представители течения формулировали взгляды стихами, у них порой получалось лаконично выразить то, что пришлось бы очень долго объяснять критикам.

Самое емкое поэтическое определение принадлежит Михаилу Кузмину. Он один из первых заметил слабые места символизма, где все ясно становится уже после трех строк:

Заметьте: нет никаких символических значений в словах. В фокусе теперь краски и оттенки реальной жизни. Кстати, дата написания — 1906 год. Это на целых 5 лет раньше, нежели описанная выше конфликтная ситуация. Дело в том, что Кузмин предвосхитил замену одного направления другим, выступил своего рода пророком.

Второй пример эстетических основ — вот такие строки Осипа Мандельштама:

Тоже видим игру реальными ощущениями, выше задействовались зрение и вкус, а тут — звуки. При этом сохраняется поэтическое очарование («немолчный напев»). Образы тут отчетливы и определенны, их не нужно разгадывать, толковать, дорисовывать. Самоценны, по Мандельштаму, сами эти явления и наша способность их созерцать органами чувств.

Чуть корявее формулу акмеизма выразил, как ни странно, Гумилев, его идейный вдохновитель. Чтобы наглядно и с юмором подытожить его удар по символистам, я нарисовал вот такой комикс:

Да, немного криво звучит (это лишь мое мнение — на экзамене не вздумайте так сказать), но интересно по логике мысли. Только в оригинале «бесстрастней», а не «беспристрастней». Насчет «фтопку» — это шутка, конечно. Но, возможно, так сказал бы Гумелев, если бы жил в наше время.

Получается, искусство уже не познает мир и не конструирует, а просто отражает. Поэт, по такой версии, — тот же художник или скульптор.

В итоге на этих и других примерах сформулировано следующее:

  • Реалистичный взгляд на вещи, точные образы.

  • Стремление к эстетизму в изобразительных средствах иногда допускает преукрашивание действительности.

  • Предельная ясность, отказ от мистической туманности символизма. Нужно не замутнять, а прояснять смысл вещей.

  • Обращение к чувствам и эмоциям первозданного человека.

  • Более точное строятся отношения между субъектом и объектом.

  • Аполитичность, равнодушие к проблемам современного мира.

Тут уместно вспомнить 2 термина, используемых параллельно с «акмеизмом», — адамизм и кларизм. Адам — имя первого человека, а «кларус» в переводе — ясность.

Ведущие деятели и теоретики

Как мы уже выяснили, самые известные и активные представители течения — это Гумилев и Мандельштам. (Правда, позиции последнего, изложенные в работе «Утро акмеизма», сильно расходились со взглядами первого). Третье важнейшее имя — Анна Ахматова. Кузмин, призывавший к ясности поэзии (вспомните: прогулка, булка, спелые вишни…), больше интересен как теоретик.

Интересный факт. Некоторое время (1910-1918 г.г.) Николай Гумилев и Анна Горенко (Ахматова) были супругами, у них даже родился сын Лев. До этого перспективная поэтесса трижды отказывала Николаю. Оба имели романы на стороне и в итоге развелись.

Другие ключевые фигуры: Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич и Владимир Нарбут. В заседаниях «Цеха поэтов» принимали участие и другие люди, в том числе весьма интересные и одаренные. Однако их можно рассматривать либо как подражателей, либо как молодых авторов, желавших овладеть в такой «тусовке» поэтическим мастерством. Ахматова категорично заявила, что акмеистов всего 6. Но даже среди них Мандельштам считал лишним Городецкого. Его привлек Гумелев, желая разбавить желторотых новичков авторитетным к тому времени поэтом.

Городецкий, Зенкевич и Нарбут — это натуралистическое крыло течения, те самые «адамисты». Они не стеснялись затрагивать и самые низменные, неприглядные стороны жизни, возненавидев, по словам Гумилева, «все красивые слова».

***

Акмеизм вполне может называться сугубо русским явлением в литературе. Это течение Серебряного века подарило мировой культуре трех воистину вечных поэтов и положило конец символизму. На смену туманности пришла жизненная, «человечная» ясность.

4 комментария

  1. Читаю с большим интересом!)) Никогда не увлекалась литературой. Учила, потому, что стыдно было получать плохие оценки… Школьные знания давно выветрились, да и знала я не много. Теперь восполняю упущенное и забытое)) Спасибо!!!

    Reply
    • Спасибо, Елена, за внимательное прочтение и комментарии. Вы сейчас одним из моих первых преданных читателей стали.
      Буду стараться и впредь писать полезно. Заметьте, стараюсь доносить информацию просто и по существу. Чтобы доступно было, кратко, но полно. )

      Reply
  2. Спасибо за отличный материал.

    Reply
    • Спасибо за прочтение и отзыв!

      Reply

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль