Подборка лучших рекомендаций писателям от мастеров

Кто-то считает, что труднее всего начать, а другие, наоборот, сетуют, как тяжело даже на хорошей идее нарастить литературное «мясо». Кто-то говорит о пользе приема олицетворения, а Чехов, наоборот, убеждает от него отказаться. Кому верить? Как из кучи противоречащих друг другу советов выбрать настоящие жемчужины?

Здесь я собрал самые точные и яркие рекомендации от тех, кто преуспел в писательском деле. Будут названы имена и, что более важно, факты, которые, возможно, заставят вас пересмотреть некоторые творческие позиции. Но главная ценность этих советов касается организации рабочего процесса. Добавляйте страницу в закладки. 🙂

Джона Гришэм: приобретайте опыт и делитесь им

Этот писатель — бывший адвокат. Его проза — это в основном юридические триллеры. Если учесть основную профессию, вполне логичным выглядит совет Гришэма — приобрести какой-то опыт, чтобы поделиться им.

«Нужно много чего ощутить, увидеть, пропустить через себя…Человек без опыта ничем делиться не может».

Скажем, человек пережил любовь, расставание. Это можно описать. Поделиться чем-то ценным, что связано с важными событиями нашей жизни.

Второй совет — относиться к писательству как к хобби. Надо грамотно организовать рабочий процесс. Трудиться регулярно, пусть и по чуть-чуть. Например, почему бы не поставить за цель писать 1 страницу в день? Это напоминает знаменитое «ни дня без строчки». Из хобби, которое вошло в привычку, может развиться что-то значительное. А если привычки нет, ничего не выйдет.

Эрнест Хемингуэй: прерывать работу, когда есть идея на завтра

У писателей иногда бывает страх перед чистым листом бумаги. Когда проснулся утром и не знаешь, о чем писать дальше. Эрнест Хемингуэй, ставший в 1954 году лауреатом Нобелевской премии по литературе, нашел выход. Он дал совет прерывать работу лишь тогда, когда точно сформировалась идея на завтра. Если объединить с прошлой рекомендацией, сначала вы пишете страницу, а затем, когда четко наметили дальнейшее направление мысли (сюжета), останавливаетесь.

Есть еще некоторые полезные мысли от автора-классика:

  • Переписывать те или иные части по обстоятельствам: пока не останетесь довольны. От себя добавлю, что это уместно при достаточно здравом, но критичном подходе к творчеству. Хемингуэй признался, что концовку «Прощай, оружие» переписывал 39 раз. Проблема заключалась в «неправильных словах».

  • Выбирайте хороших учителей из числа людей творческих. Вроде ничего нового, но тут есть 2 нюанса. Первый: отсеять плохих, а выбрать действительно стоящих, вроде Чехова, Флобера, Достоевского, Мопассана. Второй: не ограничиваться писателями, а учиться также у художников и композиторов. Так, Хемингуэй назвал в числе своих учителей Моцарта и Ван Гога.

  • Придумывать название после работы над книгой. Составить много вариантов и выбрать лучший. «Иногда у меня около сотни вариантов», — поделился писатель.

Какой основательный подход!

Курт Воннегут: неподдельный интерес, а не игра со словами

Курт Воннегут прославился умением красиво смешивать черный юмор, сатиру и фантастику с научным подтекстом. Начинающим писателям он советует подбирать тему, которая интересна вам и небезразлична читателям. Созвучно с первым советом из прошлой статьи. Но этот плодовитый автор еще и противопоставил столь важный момент стремлению играть со словами. Так забавляются многие писатели, а ведь это всего лишь мишура.

Также Воннегут сформулировал правила для тех, кто хочет писать короткие истории (парочку сомнительных опущу):

  • Думайте о пользе для читателя: он не должен потратить впустую ни минуты. Каждая подробность обязана принести пользу.

  • Нужен хотя бы один персонаж, с которым читатель смог бы себя сравнить.

  • Наделите каждого героя желаниями. Пусть действующие лица хотят хотя бы выпить чашку воды. А без желаний они мертвы.

  • Любое предложение либо раскрывает характер, либо продвигает действие. Всё остальное — под нож.

  • Предоставьте читателям максимально полную информацию побыстрее. Не надо томить аудиторию ожиданием, заставляя теряться в догадках: что, где и по какой причине случается.

Согласитесь, весьма толковые и концентрированные советы! Уже ради них стоило прочитать эту статью.

Энн Ламотт: птица за птицей

Энн Ламотт известна благодаря книге «Bird by bird», что в переводе означает «Птица за птицей». Интересна история названия. Когда брату будущей писательницы было десять, ему надо было написать репортаж о птицах. Можно представить себе ребенка, заваленного книгами, всего в слезах от предстоящего объема работы! И тут к нему подходит отец, обнимает и говорит:

«Птица за птицей, приятель. Просто возьми птицу за птицей».

Итак, урок в том, чтобы разбивать одну глобальную, пугающую объемом задачу, на несколько (или даже много) маленьких. Затем выполните первую. И дело пойдет. Но что, если начальные потуги выглядят ужасно? Энн придумала концепцию «ужасного черновика». Плохого черновика не стоит бояться, поскольку его всегда можно доработать.

«Почти любое гениальное произведение начинается с отвратительных попыток».

Вот так, по мнению Ламотт, можно заново открыть для себя мир.

Сет Годин: будьте предпринимателем

Сета Година уважают не только за бестселлеры, но и за маркетинговые навыки. В писательском ремесле, считает этот автор, тоже нужно быть бизнесменом. Он дает 19 советов авторам-новичкам, но нашего внимания заслуживают только 3:

  1. Не ожидайте многого.

  2. Рекламируйте книгу за три года до выхода. Нужно завоевать авторитет и репутацию, приобрести полезные связи.

  3. Платите за редактуру. Да, порой нужно вложить деньги в человека, который не просто исправит явные ошибки, но и поможет сделать книгу интереснее.

Вложений требует любой бизнес, поэтому последний пункт от маркетолога выглядит вполне логичным. Впрочем, это американская до мозга костей философия. Многое зависит от того, какие цели вы преследуете.

2 комментария

  1. А графоманам, вроде меня, совет один: задвинь своё творчество в дальний ящик.
    А оно не задвигается)) Пишу, когда приходит откуда-то связная мысль с чётким ритмом. Пытаюсь подобрать к ней рифму, и тут начинается… Копаюсь в памяти, ищу сюжет под эту тему. По мере продвижения, действие обрастает деталями. Иногда от первоначального замысла, даже набросанного уже, ничего не остаётся. Сюжет делает крутой вираж и уводит совсем в другом направлении. Бывает, переписываю по нескольку раз. Иногда, ради более удачной рифмы, переписываю достаточно большую часть, бывает — даже характер ЛГ ради этого меняю((( Одним словом — не творю, а вытворяю))
    А название, и в самом деле, придумываю в конце, ибо не знаю заранее, что будет у меня главным.
    Спасибо за советы, Кирилл!))

    Reply
    • Ну почему же задвинуть, Елена?
      Где-то недавно читал, что для себя можно писать все что угодно. Насчет выставления на обозрение — нужна избирательность и осторожность. Ну, как минимум готовность к критике, так как мы сталкиваемся с потребителем творчества, которому наша «стряпня» вкусна или нет. Вы всегда готовы критично посмотреть на свои стихи, это отлично.
      То, что переписываете, переделываете, — это же хорошо. Что лирический сюжет сам себя продвигает — тоже, так и должно быть.
      Вытворяйте дальше))

      Reply

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль