Поэзия серебряного века. Часть 3: основные черты футуризма

Признаться, описывать футуризм как направление поэзии или искусства так же сложно, как дать определение слову «попса». Вот, кстати, поэтому я бы хотел сразу стартовать с места в карьер и дать определение футуризму одним словом: антипопса. Вскоре вы поймете, почему все так сложно и интересно.

В качестве самого удобоваримого формата для статьи о футуризме я выбрал вопросы и ответы. Те самые вопросы, которые возникают у ценителей искусства и у преподавателей, «заваливающих» учеников. Всего будет 5 пунктов.

Значение названия, географические и хронологические рамки

Футуризм — еще одно модернистское течение. Название образовано от латинского слова futurum, что значит будущее, и оно задало тон общему движению. Направление сосредоточилось на создании искусства будущего, часто с радикальным отрицанием достижений прошлого. Еще движение называют авангардистским. Понятия модерна и авангарда лучше не смешивать — их общие черты и различия можно расписывать на целую диссертацию. Просто футуризм вписывается в рамки обеих (более широких) творческих концепций.

Рамки: развивался прежде всего в Италии и России в 1910-х — начале 1920-х годов.

Отличался от акмеизма уже тем, что возник не в России. Теоретическое обоснование футуризма сделано западными деятелями, в частности итальянским литератором Филиппо Маринетти. В его «Манифесте футуризма» как раз и была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» направленность. В общем, это бунт. Антипопса, короче.

Каковы основные черты футуризма?

Главное сказано выше, но немного поясню. Это отказ от прежних эстетических канонов, традиций и норм. Причем это делалось резко и категорично, как бы сказали сейчас, это были экстремисты от искусства. Фанатики отрицания всего и вся. Маринетти видел задачу в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Как это можно было сделать практически? Как можно построить новое искусство одним отрицанием старого? На сей счет у отдельных футуристов были разные мнения. Но все же русские футуристы сошлись в нескольких пунктах:

  • Разрушение условностей, принятых в искусстве ранее, делается ради его слияния с бешеным темпом жизненного процесса 20 века.

  • Движение, скорость, сила, агрессия ставятся во главу угла.

  • Самовозвеличивание и самоутверждение (если читали Маяковского, то поймете, о чем речь).

В итальянской версии декларировались 11 тезисов. Многие так и остались теорией. Вот некоторые:

  • Разрушение принятого синтаксиса.

  • Глагол предлагалось употреблять в неопределенном времени. Таким образом передавался смысл непрерывности жизни.

  • Уничтожение пунктуации, наречий, а также качественных прилагательных.

  • Введение «восприятия по аналогии».

  • Уничтожение «Я». Жар от куска железа, по этой концепции, важнее улыбки или слезы женщины.

Все это планировалось внедрить для создания динамичного, живого стиля будущего, причем жанры и художественная манера каждого футуриста могли быть разными. Убирались бы ненужные паузы в строках. Литература должна была передавать жизнь материи, входить во Вселенную и сливаться с нею. И еще некоторые футуристы увлеклись декоративностью: когда слова располагались на странице не по обычным правилам, а в виде какой-нибудь фигуры: горы, птицы, буквы и т. д. Или занимались словотворчеством, то есть придумывали неологизмы.

Чем отличались футуристы как люди?

Запомните одно слово — эпатаж. Например, так, как это делают некоторые современные музыканты, скажем металлисты или рэперы. Вспомните хотя бы выходку Шнура на сцене. Футуристы вели активную жизнь и формировали имидж посредством банальных скандалов. Они могли оскорбить, ударить кого-то из публики, спровоцировать перепалку или драку. И когда встречались с агрессивным неприятием, то радовались. Это было на руку новому, пока малоизвестному, направлению. Хуже было бы равнодушие.

Итак, футуристы всячески привлекали к себе внимание. Это помогало находить меценатов и поклонников. Замечу, что в предреволюционный период, особенно с 1912 по 1916 г.г., проходило много поэтических чтений, выставок, докладов, диспутов. Билеты были платные, так что там крутились немалые деньги.

Представители течения: разнородная компания

Сформулирую следующий вопрос так: каковы основные деятели-футуристы и можно ли выделить общие тенденции русского авангарда из их творчества?

Нескольких поэтов и теоретиков назову: Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Алексей Крученых. Но выделить тенденции… Над попытками сделать это хорошо посмеялся Сергей Третьяков. Суть его наблюдения в том, что все были очень разными:

  • Хлебников — песенник-архаик.

  • Бурлюк — эстет-агитатор.

  • Маяковский — трибун-урбанист.

  • Крученых — заумь-рычалка.

  • Пастернак — «спец по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксиса».

футуристы

Вообще-то Пастернак совсем не вписывается в сказанное выше. Тем не менее, он вращался в кругах футуристов. Другое дело, что почти всех (кроме Маяковского) преследовала советская власть. В итоге каждый выбрал свой путь развития, по-разному построил свои отношения с властями и Родиной. Многие поэты неплохо рисовали. Поэтому часто поэтика футуризма ассоциируется с авангардизмом в живописи. Были и художники, иногда пробовавшие писать. Некоторые оставили свой след в истории. Например, Казимир Малевич. Предлагаю и сейчас насладиться репродукцией его картины.

футуризм

Каково значение русского футуризма?

Среди футуристов не просто не было единства. Они поделились на группировки, откровенно враждующие между собой. Каждая претендовала на главенствующую роль, что не мешало некоторым поэтам перебегать из одной группы в другую. По иронии судьбы, будущее выбросило «за борт» искусства многих футуристов, а не Пушкина, Толстого и прочих авторитетов. Например, заумь Хлебникова и Крученых сейчас обычно изучается мимоходом как неудачное экспериментаторство.

Все же течение подарило миру нескольких признанных мастеров. Маяковский, например, действительно оставил после себя богатое творческое наследие (о чем уверенно напоминает читателям чуть ли не в каждом своем известном произведении). Остался в большой поэзии и Пастернак. Течение дало культуре новый виток развития на фоне загнивавшего и изжившего себя символизма.

2 комментария

  1. Как интересно читать Ваши статьи, Кирилл! Для меня это ликбез))
    Спасибо!

    Reply

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль