Мысли о пейзажной лирике

Уж небо осенью дышало… Осень-просинь… Октябрь уж наступил… Кхэ-кхэм. О чем это я? А, о пейзажной лирике. Ну, и об осени, которая, с позволения сказать, уж наступила. Не на ужа наступила, а уж наступила.

Вот припоминаю, что одна знакомая поэтесса назвала это всё сезонным словоблудием и скукотищей. Но при этом сама же закончила стихотворение «охристым одеялом», которое скрывает шрамы само-порезов. А, впрочем, ознакомьтесь сами, пересказ стихотворения — это, знаете ли, дело странное.

Анна Кондратьева

Самость

Да сколько можно писать сезонные словоблудия?

Про лето – летом, про осень – осенью, скукотища!

Приняв решение, заявляю: отныне будем мы

Деликатесами мир читательский вволю пичкать!

О, постмоде’рновость: разудалость эсхатологии,

Ах, энтропийный, футуристический эмо-образ –

Расхлябан вусмерть, брутален в пику канону строгому –

Берите, жрите же подкопченую смертью о’брезь!

А мы, поэтищи, графо-монстры, душе-ана’томы

Кроим-сшиваем, кровопускаем слои реала…

Но, оставаясь с самим собою в душе: «а надо ли?», —

Тихонько спросим. И осень охристым одеялом

Скрывает шрамы само-порезов словесной сталью…

*

Мне вспомнилось это стихотворение через годы после его публикации потому именно, что оно прекрасно иллюстрирует, что в пейзажной лирике важно. Не нужно перемалывание чужих образов. Но и не нужно совершенно отстраняться от природы.

Строго говоря, не стоит именно ставить цель «делать пейзажку», потому что людям интересно в конечном счёте то, что касается их жизни. Но уже когда вы затрагиваете эти человеческие вопросы, можно брать природу и сравнивать её с жизнью. Я называю это природно-чувственным параллелизмом. 🙂

То есть пейзажная лирика сама по себе мертва. А вот чувство природы, умение слушать море, небо, наслаждаться растительным и животным миром должны присутствовать. Ну, то есть как — не то чтобы «должны», просто без этого сложно себе представить лирику. Нужно как бы почувствовать язык природы и научиться его переводить на человеческий.

Хочу оговориться, что, говоря о пейзажной лирике, о ее использовании, не собираюсь использовать слова типа «правила» или «условия». Не тот случай. Скорее, мы говорим о чувстве вкуса при использовании природных образов. Задача подобных обучающих статей — воспитывать это чувство вкуса.

*

Просто поделюсь мыслями. Несколько тезисов. Ни к чему не обязывающих, но, кажется, справедливых (а если нет — аргументируйте).

  • Вся природа в стихах живая, неважно — дерево это, цветок или кусок горной породы.

  • Надо ухитриться вдохнуть жизнь в природу, но чтобы при этом и природа вдохнула дух жизни в стихотворение. То есть дерево должно оживить поэзию, при этом читатель должен чётко увидеть, что и само дерево реально, что оно живёт поэзией. В движении природы видна человеческая душа, она как бы подсказывает поэту развитие лирического сюжета и выводы.

  • Можно сопоставлять времена года с настроениями людей, с размышлениями о добре и зле. Вспомните тютчевское «Зима недаром злится…» Там не только олицетворение. Там и важные истины о добре и зле, там и нравственное наставление.

  • Пейзаж в поэзии, скорее, не пишется с натуры, а создаётся. Это больше не фотография, а придуманная реальность, что возвращает нас к прошлому разговору о реализме. Хотя тема спорная. Получается, я сам себе противоречу, и нужно уходить от реализма в поэзии, чтобы субъективное преобладало.

*

Немного об антропоморфизме. Когда мы очеловечиваем природу — это лишь первая ступенька к мастерству. Легко сказать, что метель воет, что берёза или ива плачет. А, ещё же небо плачет в каждом третьем стихотворении! Задача поэта — говорить точнее и полнее, чем его предшественники. Удивлять наблюдательностью и находить для этого более сложные аналогии. Например, я недавно попытался сравнить листву дерева с волосами. 🙂 Нет, не ново и не особо интересно, но хотя бы на шаг глубже, чем просто «журавлиная песня» или «пылающий закат».

Надо идти дальше. Уподобить улетающих птиц падающей листве и т. д. Можно связывать эти явления не друг с другом, а с человеческой жизнью. С настроением. С изменениями в нашей жизни. Вариантов сравнений огромное множество. Кладезь природы в этом плане неисчерпаем.

Если в стихотворении есть кровеносная система, его не придётся искусственно населять людьми. Читатели и так увидят в нём себя или свою жизнь. Он должен говорить по-человечески, но это не означает буквальное использование фраз типа есенинского «отговорила роща». Более того, если искусственно наделять объекты природы человеческими чертами, нужно ещё больше мастерства. Лучше убедите, заставьте поверить в единство с природой, помогите услышать её.

*

О какой части природы говорить? Имеет ли это значение? Есть ли более «заюзанные» и почти нетронутые темы? Да, на это тоже стоит обратить внимание. Скажем, архитектуру больших городов воспели многократно, горы и леса тоже. А вот мир животных почему-то ближе оказался баснописцам. Если же взять даже хорошо известных нам собак и кошек, там ещё очень много несказанного в обычной лирике. Я не говорю о каких-то историях. Не говорю и о том, что лежит на поверхности — их самых выдающихся чертах. Можно попробовать тоньше почувствовать животный мир и сравнить со своим.

Впрочем, если вы не можете этого почувствовать, то лучше себя не насиловать. А если нравится писать о родных местах — пишите. С другой стороны, какие-то сложные темы можно освоить постепенно. Нужно только остановиться, понаблюдать.

*

Если же говорить о точности, то тут не обойтись без подробностей. Например, не просто дерево, а лиственница. Не просто птица, а колибри или чайка, вплоть до подвида. Разумеется, эти подробности должны подкрепляться научным знанием и пониманием.

Вот теперь можно практиковаться. Успехов!

1 Comment

  1. Стараюсь избегать тусклых описаний пейзажа, но часто просто не хватает умения.
    Сама не люблю читать занудные описания природы)))
    Спасибо за лекцию, Кирилл!!!

    Reply

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль