Как писать песенные хиты

Как писать песенные хиты

Искусство ударить песней в нос

Многие поэты хотели бы научиться писать хитовые тексты песен и продавать их. Но свои секреты известные песенники обычно не выдают. На эту тему я много думал, общался с одним композитором и анализировал «продукт», который впечатляет лично меня. И недавно совершенно неожиданно почти все секреты мне выдала одна польская шуточная песенка.

Вот главный посыл! Оказывается, сегодня нужно не очаровывать слушателя, а бить. Но обо всем по порядку.

Куда целиться: прямо в нос!!!

Уверен, что вы не слушаете польские песни, а значит, об этом не знали. Три известных польских исполнителя (Магда Умер, Артур Андрус и Пётр Букартык) озвучили главные идеи большинства видов искусства, но в большей мере коснулись составления музыкальных хитов и исполнения песен.

Вот ее текст вместе с моим переводом, который я сделал для «Амальгамы».

Если лень переходить по ссылке, посмотрите только главное — перевод первого куплета и припева.

Стих должен мучить,
Стих должен одолеть —
Вот такие сейчас критерии,
А не «красиво» или «некрасиво».
Даже если человеку всё равно,
Вскоре скукожится, как хомяк,
Слушателя — если его затронуло пение —
Слово резко ошеломит.
[Припев:]
Когда высказываешься,
Голос должен быть как удар;
Чтобы с возвышенным искусством
Связать свою судьбу,
Романтичным быть любовником,
Соперничать с рэпом и панком,
Целься голосом прямо в нос.
А вы думали, что достаточно просто скроить «ладненько» слезливый или шутливый текст? Ничего подобного. Или рифмой удивить хотели? Этого мало. Вот только так сегодня можно сразить слушателя. Символически это представлено ударом в нос.

Небольшое пояснение — расшифрую второе четверостишие. При создании песенного текста ориентируемся на среднего потребителя, который не отличается чрезмерно высоким интеллектом и любовью к искусству. Сидит такой человек, скучает и ищет ярких впечатлений… Слышит много чепухи из приемника в маршрутке или плейлиста в компьютере. Песня должна сыграть так, чтобы… В голове бабахнуло. Ошеломило.

Лирическое отступление. Стоит заметить, что это общая особенность конъюнктуры сегодняшнего песенного «рынка» всех стран. Однако, несомненно, у каждой культуры (нации) есть свои любимые темы, свои традиции. Также там есть определенные «культурные коды», например общепринятые метафоры. Это тоже учитывать нужно. Но мы пока говорим более глобально.

О форме и некоммерческой свободе слова

Начинающему песеннику может показаться, что хит написать легко: придумай фразу, которую можно повторять, оплети неглубоким смыслом — и дело в шляпе. Но нет. Есть еще парочка важных вещей.

Следующие слова в упомянутой песне ориентируют на создание «съедобного» и «удобоваримого» продукта. Без всяких оправданий в стиле новичков вроде «я пишу душой»! Мол, форма неправильная, но вы на содержание посмотрите. Какие мысли умные… Ерунда это. Содержательность без формы ничего не значит. А порой даже отталкивает. «Это думать нужно», — говорят иногда на радиостанциях новичкам-исполнителям. Таким образом звучит обоснование отказа в принятии песни.

Вникнем глубже в понятие формы. Представьте, насколько много создано музыкальных произведений, сколько гармоний уже стали неуникальными. Конечно, вы хотите писать текст, а не музыку. Но сама структура текста может или располагать к ее созданию, или препятствовать. Каким образом? Чем дальше вы уходите от традиционной поэтической формы (типа 4 строки с перекрестной рифмовкой), тем лучше.

Если говорить о вопросе подачи текста, то не обойтись без создания оригинального названия. Как думаете, когда нужно его придумать? После завершения работы? Перед концертом или записью диска? А представьте, что родители придумывали имя ребенку лет в 7, когда ему нужно идти в школу… Уловили намек?

Название должно быть уникальным и привлекающим внимание, но это еще не все. Сможет ли оно стать нарицательным? Удобно ли его называть как способ идентификации песни? Повторяется ли оно в припеве? Всё это важно, но, конечно, не является 100 %-ной догмой.

К самому тексту сейчас предъявляется такое требование: объединить оригинальность идеи с простыми и запоминающимися словами.

Банальностей нужно избегать всегда, но здесь особенно. Вы можете в погоне за оригинальностью удивить тем, что совершенно откажетесь от рифмы (если песня просто «звучит», этого бывает достаточно) или будете ломать структуру (размер) неожиданным образом. Это нормально. Но чего делать нельзя, так это включать подобные штампы:

моя девочка, синие джинсы, навсегда, тело ,фантазия ,реальность ,сердце стучит, как горе, режет по сердцу ,в сердце рана ,на сердце рана ,ветер перемен ,всю ночь напролет ,ангел ,детка ,огонь ,желание ,пусть они говорят ,отпусти меня ,с самого начала ,на улице ,стоя под дождем ,остановить время ,сияет, как солнце ,идти по грани(краю) ,не выходит из головы ,я почти сошел с ума, это все внутри меня, небо над головой, глубоко внутри

Еще важно научиться делать хук. Но в данном случае имеется в виду не боксерский удар, а музыкальный термин. Английское слово «hook» означает ловушка. А в этом контексте подразумевается мелодическая, ритмическая и текстовая фраза – своеобразное «ядро» песни. Задача в том, чтобы «поймать» слушателя на крючок: сделать так, чтобы фраза крутилась в голове, так сказать, «привязалась». При этом важный параметр хука — его протяженность. Короткие ценятся больше.

А теперь о свободе слова. Умение написать песню по потребностям слушателя и продать ее не следует путать с написанием «заказных» текстов. Лучше прожить в нищете, чем замарать себя какой-то политической писулькой. И вообще вы должны научиться работать со своими идеями, не продвигая чужие, даже если за это много платят.

Вместо нокаута

Концентрирую смысл статьи: бейте в нос. В том смысле, что ставьте целью ошеломить слушателя, например сюжетом или актуальностью для его жизни. Придумывайте оригинальные структуры, идеи, но выражайтесь просто. Прорабатывайте форму и название максимально тщательно. Но не ставьте во главу угла деньги, вместо этого делайте произведение искусства.

А в заключение я хочу привести пример удачного, на мой взгляд, текста, который стал по-настоящему хитовым. Это тоже польская песня, исполняет которую Артур Андрус. Оригинал задевает за душу, актуален, отличается весьма специфичным юмором. Речь идет о семьях представителей разных субкультур, распространенных как в Польше, так и в России, — панках и скинхедах.

Берцы и пацифики

Кажется, с такой стороны мало кто из нас думал над вопросом: как поживают жены этих своеобразных личностей? Мало того, что затрагивается интересный вопрос, ко всему прочему оригинал очень технично сделан, включает даже внутреннюю рифму в строках и игру слов.

Если вы нокаутированы, то, скорее всего, урок усвоен процентов на 90. Останется лишь еще немного подумать над секретами успеха этого примера и над тем, насколько много работы нужно провести. Это вам не «любовь» и «вновь» зарифмовать.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль