Как описывать чувства

6 советов, как описывать чувства в произведении

Чтобы произведение оказалось живым, автору нужно показать чувства своих героев наиболее реалистично. То есть подметить штрихи, которые заставят читателя поверить и понять. Конечно, мало просто сказать «Андрей обрадовался» или «Ивану стало грустно». Точнее, такой способ описания — признак дурного тона. Как же тогда добиться яркости картинки?

1. Свяжите с физической реакцией тела

Если человек испытывает эмоции, это проявляется в его непроизвольных движениях, в выражении или цвете лица. Например, он краснеет, бледнеет, размахивает руками, трясется и т.д. Или может приоткрываться рот, выступать пот. Упоминайте такие детали.

Тут еще важно помнить, в чьи уста вы вкладываете описание. Это могут быть слова автора, самого героя или окружающих. В данном случае чаще используем первый способ — когда прозаик выступает в роли стороннего наблюдателя. Если же человек говорит о себе сам, он не может видеть себя со стороны, например заметить, что покраснел.

Положительный пример.

Глаза Алена расширились от увиденного, он не успел подумать, не успел осмыслить. Невидимые шоры* опустились ему на глаза, сужая мир до чудовища, стоявшего напротив. Оно смотрело так же, как человек: широко и открыто. Чудовище стояло, тяжело дыша, брызгая слюной. Его кривые длинные пальцы сжались в кулак, медленно, еле сдерживая напряжение, разрывавшее каждую мышцу, оно двинулось на Алена. 

2. Используйте диалоги (монологи) героев

Диалог лучше сухой констатации факта, он позволяет погрузить читателя в события.

Для примера: «Она заметила, что он не очень общителен, и поэтому нахмурилась». Это слишком топорно, грубо, прямолинейно. Вместо этого можно показать в диалоге, насколько односложны ответы героя при вопросах, требующих развернутого ответа, а затем уже литературно описать реакцию героини.

Или еще. Не очень: «Он улыбнулся, увидев ее влюбленный взгляд». Лучше вложить в уста персонажа фразу типа: «Когда ты так смотришь на меня, я готов выбросить на мусорник всё своё состояние». Как вариант, можно описать мысли героя. Это уже внутренний монолог, но его смысл в данном контексте такой же.

3. Используйте подтекст

Снова повторю: читателю следует позволить дорисовать картинку, то есть автору следует помнить о гештальте. Предположим, нужно показать героя, умеющего контролировать эмоции, при этом добиваясь своего. Вы напишете, что «в глазах промелькнул лукавый огонек, однако лицо осталось каменным». Это уже неплохо, но можно усилить картинку и сделать живее при помощи подтекста. Можно добавить и диалог, но вдруг вы чувствуете, будто чего-то не хватает?

Помню, в одном произведении вычитал о том, как один директор избавлялся от навязчивых посетителей. Сначала описано, что зазвонил телефон и тот с сожалением сказал, что вынужден попрощаться. Но затем автор раскрывает, что под столом у него была кнопка, которую можно незаметно нажать коленкой. Так звонок «включался» по желанию остроумного персонажа. Подобным образом писатель подчеркнул особенности характера персонажа, применяя подтекст. Не только характер, но и хладнокровное раздражение. То есть для нашей ситуации принцип в том, чтобы нарисовать целенаправленные действия, которые тонко обнажают чувства, стоящие за ними, но прямо не называются.

4. Задействуйте все органы чувств героя

Говоря о чувствах, мы иногда подразумеваем эмоции: страх, удивление, отчаяние. Но попробуйте связывать их с реальными органами чувств: зрением, слухом, обонянием. Штрихи можно комбинировать, чтобы сгустить краски, когда это необходимо.

Неудачно: «Маргарита услышала, как кто-то идет за ней нескольких метров, поэтому ускорила шаг». Литературно вкуснее: «Маргарита шла, не торопясь, однако в какой-то момент спиной ощутила чье-то беспокойное дыхание. С каждым шагом она всё отчётливее слышала звон ключей в чужом кармане, а незнакомый запах туалетной воды усиливал отвращение, подобное тому, которое мы испытываем при виде улыбки торговца, желающего что-то продать».

5. Примените антропоморфизм

Для усиления эффекта от описания чувств часто природу приходится наделить человеческими свойствами и особенностями. Это и называется антропоморфизм. Самый банальный и простой пример: в грустной романтической песне говорится о том, что небо плачет. Конечно, прием должен использоваться в меру и звучать более оригинально. Например, кто-то из персонажей узнал то, что навсегда изменит его жизнь. Что ни скажешь о чувствах прямо, звучит пошло. Вот тогда и включаем антропоморфизм и природно-чувственный параллелизм: «В этот момент ветер стал остервенело срывать шапки с деревьев, а солнце начало кутаться в тучи, словно в одеяло».

6. Опишите мимику и жесты

Это немного не то, о чем говорилось в первом пункте. Сейчас речь не о непроизвольной физиологической реакции, а о том, как человек выражает свое отношение к событию или словам. Тело его продолжает «говорить» в течение какого-то времени. И это длится тем дольше, чем глубже ощущения человека, чем больше погружение в чувство.

Здесь особенно важно работать тонко, словно рисуете картинку с натуры. Следует реалистично описать, как ведут себя руки, ноги, глаза, брови или рот участника событий. Возможно, потребуется присмотреться внимательнее, когда нечто подобное будет происходить на ваших глазах.

В качестве примера к этому пункту и для закрепления всего обзора приведу один из самых классических образцов мастерства автора при описании чувств. Это немая сцена из «Ревизора» Гоголя:

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль