«Как делать стихи?» — сжатый обзор статьи Маяковского

Как-то давно, в 1920-е, Маяковский поделился с миром своими мыслями на тему «Как делать стихи?» Они не утратили своей актуальности. Да и вызывают интерес. Может, потому, что это написал не кто-то там, а сам Маяк! Не знаю, как для кого, а для меня — авторитетище.

Возникла интересная идея. А что, если сделать обзор статьи в помощь студентам и тем, кто хочет понять, как делать настоящие стихи такого уровня, как у мэтра. Хотя бы такого! Ибо можно писать и лучше, учитывая развитие поэзии. Есть также люди, которые восхищаются стихами Владимира Владимировича, но не знакомы с его наставлениями и при этом всё-таки пытаются подражать.

Маяковский написал там много всего. Про революции, про низвержение авторитетов, характерное для футуристов, про отношение к редакторам и критикам… Он не писал в современном стиле типа «43 отборных совета для поэтов», излагая их по пунктам… Короче говоря, идея в том, чтобы описать этот труд максимально сжато и интересно. Как сейчас говорят, без воды. Ну, и доступно. Постараюсь передать смысл самых интересных опорных пунктов.

О поэзии прошлого

Вот интересный момент об отношении к старой поэтике:

  • Не нужно бояться ее дискредитировать, критиковать. Приводится сравнение:

«Детей (молодые литературные школы также) всегда интересует, что’ внутри картонной лошади. После работы формалистов ясны внутренности бумажных коней и слонов. Если лошади при этом немного попортились – простите!».

Иногда «разборы», анализ творческого наследия портят авторитет признанных поэтов. Этот пример забавный и остроумный. Вроде как и польза, и вред от такого разбора.

Маяковский не советует ждать вдохновения «в виде голубя, павлина или страуса» с неба. Очень остроумно. Но одна из главных программных позиций его как футуриста является не столько отрицание авторитетов, сколько подчеркивание несостоятельности старой поэзии в условиях новых «социалистических реалий». Современный (1920-е) народ такое не поймет — так можно подытожить несколько следующих абзацев текста.

О «правилах» для поэта

Владимир Владимирович не хотел, чтобы поэты искали в учебниках «правила» для того, чтобы стать поэтом. (Кстати, я грешен, попыткой описания таких правил вот в этой статье.) Он акцентировал внимание, что поэт создает эти правила сам. От себя добавлю, что, скорее всего, не имелось в виду написание теоретических трактатов. А то, что сами хорошие стихи показывают, каковы эти правила.

С другой стороны, если человек использует чужие «рецепты», это выглядит жалко и смешно. Маяковский любил пример с математиком и приводит его в эссе. Математик, говорил он, — человек, который вносит новое в математическое знание. Он развивает его. Например, кто впервые посчитал, что «два и два четыре», это математик. А те, кто делает это потом, не математики. Уловили пример? Кто такой настоящий поэт?

Если вы подумали, что создавать правила — самоцель, разочарую. Правила выдвигает сама жизнь, а поэт их просто подмечает. Это как бы само собой у него получается. А если ставить целью создавать правила, то это может привести к тому, что он придумает ненужные и непрактичные тезисы, например «как считать звезды на полном велосипедном ходу».

Чуть далее есть еще такая мысль:

Старые руководства к писанию стихов таковыми, безусловно, не являлись. Это только описание исторических, вошедших в обычай способов писания. Правильно эти книги называть не «как писать», а «как писали».

Это здраво и дельно, не правда ли? Сама суть.

О базовых моментах, которые должен понимать поэт

Маяковский много говорит о том, что стихосложение обязано служить «прогрессивным» революционным целям. Я опущу весь этот бред и оставлю несколько интересных моментов, которые упоминает поэт об азах поэтического искусства:

  • Точность деталей. Мало сказать, как это сделал Блок, что «неугомонный не дремлет враг». Следует еще и описать этого врага в деталях.

  • Хороши те стихи, которыми «разговаривает улица». Мало применить какие-то рецепты или указания. Приводятся в пример частушки. С точки зрения критика, там всё плохо. Но народ их словно усыновляет. Теоретикам предлагается выяснить, на основании каких правил это делается.

  • В поэтическом произведении обязательна новизна. Следует хорошо переработать слова и их сочетания («словесную руду»), чтобы представить читателю в удобоваримом виде. Если же и использовать «старый словесный лом», то тогда использовать хотя бы новый материал. Ещё играет роль количество и качество нового.

  • Всё же у поэта нет обязанности просто постоянно изрекать истины. Скажем, «дважды два четыре» — это истина, но нужно уметь её применить, сделать запоминаемой, доказать на неоспоримых фактах.

Маяковский утверждает в эссе, что поэт не просто отображает реальность. По крайней мере, это не работа секретаря собрания типа «слушали-постановили».

А вот изучение всяческих ямбов-хореев поэт вовсе не считает важным. Несколько общих, базовых моментов для начала работы есть. Но это чистая условность. Приводится сравнение с шахматами. Первые ходы (дебюты) примерно одинаковы, а дальше нужно удивлять неожиданностью хода. Противника она сбивает. А в следующей партии такой эффект можно и не повторить.

*

Замечаете, что всё легко и сложно одновременно? К сожалению, на сегодня я уже выдохся, а там ещё есть, о чем рассказать. Продолжим в следующий раз.

3 комментария

  1. Как приходят стихи?
    Приходят в суете и в тишине
    слова, которых ждать не уставала,
    опёнком на ещё не старом пне,
    дождинкой на крутом боку бокала.
    Их нежно приголубь, сложи в строфу.
    Пригладь и допиши к ним междометья.
    Заговорят с тобой, как на духу,
    и на твою любовь — стократ ответят!
    Это писала экспромтом давно…

    Ко мне стихи именно приходят, я их приглаживаю только. Ямбов, хореев не знаю, пишу на «такты»
    Одним словом — самоучка. Поэтому мне интересны Ваши статьи)))
    С благодарностью,
    Лена

    Reply
    • Спасибо.

      Да, насчет размеров — я как-то думал о том, что это вообще не влияет на качество стихов, знание ямбов-хореев. Просто какую-то логику надо иметь в чередовании ударных и безударных. Какую-то систему, ритмику.

      Но у Маяковского есть мысли по внутреннему наполнению. Тут только часть, ждите следующей статьи.

      Reply
  2. Ждём))

    Reply

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль