Искусство презентации идеи фильма: логлайны, концепты и кое-что еще

Как сказал Владимир Ильич Ленин, из всех искусств для нас важнейшим является кино. Только вот западная киноиндустрия придумала уже такое количество сюжетов, что кажется, зрителя, а тем более продюсера, сегодня трудно удивить.

Но все-таки можно, если постараться. Какие идеи ценятся, из каких компонентов они состоят, что такое логлайн, питч, high- и low-concept? Есть всего-то несколько пунктов, которые нужно запомнить.

Что такое логлайн?

На Западе есть такой критерий профессионализма сценариста — умение продать свою идею на уровне одного предложения. Не будем наивны, у нас все несколько иначе. Ну, хотя бы в том смысле, что идеи крадут, да и лишь избранным повезло общаться напрямую с продюсером. Но все же способ быстрой продажи идеи актуален.

Вот представьте себе человека, который хочет разобраться, какой фильм следует поставить. Предположим, это приближенный продюсера, режиссер или редактор. Представляете, сколько времени понадобилось бы, если бы он читал все сценарии от начала и до конца?!

На первоначальное ознакомление с идеей выделяется ограниченное время — 1-2 минуты. Как автор может ее представить, если сценарий уже написан? Чтобы заинтересовать ответственное лицо в таких ограниченных условиях, и нужен логлайн.

Логлайн — это краткая презентация идеи фильма в письменном виде, где-то 1-3 предложения. Если он «зацепит», есть хороший шанс на успех. Подобное значение имеет слово «питч», с той лишь разницей, что это презентация устная (кстати, понятие встречается и в других сферах, например в контексте представления идеи стартапа перед инвестором). И еще питч чуть длиннее логлайна: ориентировочно 5-10 предложений.

Но… как?

Как это реализовать? Сжать аннотацию, выбросив из пересказа сюжета «лишние» слова? Нет. Аннотация действительно пересказывает сюжет, три основных его части. А вот логлайн и питч должны описывать драматический конфликт. Да, тот самый, главный, который красной нитью тянется через весь сюжет. Это классический вариант, хотя допустимы редкие отклонения. Но жизненно важно донести суть.

Другое дело, в чем эта самая суть будет состоять. А действительно — каким конфликтом, какой драмой можно удивить?

Хороший логлайн

Разобрались, что это такое, теперь рассмотрим, как это сделать хорошо. Если вкратце, есть четыре компонента. Правда, с поправкой на западную модель. Вы легко увидите разницу с российским кинематографом, но это неважно. Все равно в итоге когда-то выравняемся на Голливуд. 🙂

Итак, как правило, в центре внимания находятся герой и антагонист. Это пункты один и два. Кем они будут в вашем варианте? Какие новые особенности выделят их из толпы? Это могут быть и две условные группы: «добрые» и «злые», «талантливые» и «посредственные»… Ну а пунктами 3 и 4 являются провоцирующий инцидент и цель героя.

Для примера возьмем «Крепкий орешек»:

Полицейский из Нью-Йорка, побуждавший жену бросить работу, приезжает к ней на корпоратив с целью примириться, однако небоскреб, где проводится вечеринка, захватили террористы.

Конфликт не обязательно формируется террористами или силами вселенского зла. Врагом могут стать даже тараканы в собственной голове героя. Если сценарий строится на таком конфликте, у него должны быть внешние проявления. Это обязательно отражается в логлайне.

Пример такого расклада — «Обыкновенные люди»:

После трагической смерти брата и неудачной попытки самоубийства подросток борется за восстановление душевного равновесия, однако родная мать не дает забыть о случившемся.

Дополнительным бонусом к логлайну будет ирония судьбы. Или просто ирония. Когда предполагается одно, а получается другое. Жизненность таких виражей должна стать основой потенциала истории, интереса к ней и успеха у зрителей.

High-concept и low-concept

Американская киноиндустрия еще делит идеи фильмов на два вида концептов: хай и лоу. В буквальном переводе все просто: высокий и низкий. Но в трактовке терминологии есть расхождения.

High-concept, согласно наиболее популярной версии, это история с невиданным и крутым сюжетом, потенциальный блокбастер. Часто подразумевает наличие супергероев и большие масштабы драмы и конфликта. В этом случае low-cocept трактуется как сюжет об обычных людях и в стандартных ситуациях.

Но есть более исторически верная версия. High-concept продается на уровне логлайна, это нечто уникальное и впечатляющее, что видно с первого взгляда. Low-concept может не так поражать воображение сразу, но при надлежащем уровне исполнения тоже вполне способен «выстрелить».

Логлайн без сценария?

А можно ли продать историю, пока еще нет сценария? Как придумать нечто новое и потенциально интересное? Есть всего три фактора, которые следует совместить одновременно.

  1. Оригинальность драматургии. Порой достаточно изобразить даже неожиданный взгляд на стандартный сюжет. Если будет что-то совсем новое, тоже неплохо, но это необязательно. Пример: «Китайский квартал». До этого в детективах преступников всегда наказывали, но тут авторы избежали заезженной схемы.

  2. Универсальность и массовость истории. Поскольку речь идет о продаже сюжета, бизнес состоится только тогда, когда рассказ интересен большей части аудитории, хотя бы восьми из десяти случайных людей с улицы.

  3. Потенциал фильма. Продюсер, режиссер или редактор должны суметь по логлайну оценить потенциал, измеряемый в трех факторах: жанр, аудитория, бюджет. Например, драма, аудитория — семьи, бюджет — икс млн. Логлайн написан для комедии? Тогда нужно, чтобы он хотя бы вызвал улыбку.

Результат успеха измерим еще в двух вещах — человек, оценивающий идею, должен испытать восторг от нее самой и одновременно грусть от того, что сам до этого не додумался. Кстати, примерно такая же ситуация и со многими другими писательскими жанрами. Напомню, что больше всего впечатлить удается тогда, когда вы берете идею из жизни, а не высасываете из пальца. И не ссылаетесь на Ленина в начале. 🙂

2 комментария

  1. Всё верно — такая подача информации — большой помощник автора не только в киноиндустрии. В издательстве тоже не станут читать «пухлую рукопись», издателя нужно заинтриговать. Для этого и нужны такие приёмы))
    Только это нужно ещё уметь, или иметь соответствующий талант…

    Reply
    • Ага. Как и всегда, в принципе.
      Спасибо!

      Reply

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль