Актуальность произведения искусства

Что включается в актуальность произведения искусства?

Если произведение искусства красиво, но неактуально, его, вероятно, не оценят. А можно ли сделать его современным и неактуальным? Или может ли актуальное быть несовременным? Запутались? Давайте обсудим понятие актуализации с разных сторон, чтобы разобраться. Я акцентирую внимание на литературе, но понятие актуальности достаточно широкое, касается оно и живописи, и архитектуры, и кино.

Ситуация. Вам написали в комментарии к произведению на сайте, что оно неактуально. Даже возможно отругали: мол, пишете, как ранний Брюсов, или технически застряли на уровне Пушкина. Либо написали, что используются пафосные лозунги в стиле 60-х. Радоваться или огорчаться этому? Если такое мнение обосновано фактами, то, скорее, второе. Мы уже говорили, что в искусстве важно развитие. Но еще важно, чтобы оно было интересно здесь и сейчас.

Понятие актуального и современного

Отсюда вытекает главная мысль, которую я хочу донести.

Работать над актуальностью не менее важно, чем над красотой, техникой или грамотностью. Это не единственный, но один из важных критериев оценки произведения искусства.

Но что значит «актуально» применительно к искусству? Чем это отличается от определения «современно»? Спорить и рассуждать на тему можно долго и нудно. Но я попробую привести один из самых логичных и лаконичных вариантов ответа.

«Актуальное» заставляет современного человека увидеть связь искусства с его жизнью и благодаря этому поддерживает интерес, интригует и очаровывает, удовлетворяет его потребность в пище для ума и сердца. «Современное» использует последние наработки в отношении реализации художественно-эстетического замысла. Также это непосредственно отсылает нас ко времени создания того или иного «продукта» культуры.

Наглядный пример. Когда мы голодны, для нас актуально какое-то сытное блюдо, например борщ. Рецепт его может быть не совсем новым, даже очень старым. Даже если ему тысяча лет, это не так уж страшно. Но лучше, если он будет приготовлен из свежих продуктов, а не из замороженных. И в идеале его должен приготовить человек, способный делать это вдохновенно. При соблюдении всех условий в достаточной мере борщ будет отвечать потребностям. Вот примерно так и объединяются актуального, современного и вдохновенного.

Если вы уловили суть и этого достаточно, дальше можно, в принципе, не читать. Но если вы привыкли усваивать информацию на примерах, то устраивайтесь поудобнее… 🙂

Еще немного примеров

Мы говорим сейчас больше об актуальности, поэтому условно разделим понятие на 2 дополнительные категории:

  1. Актуальное на все времена. Затрагиваются общечеловеческие ценности, которые будут интересны всегда.
  2. Искусство «быстрого реагирования», типа «днем в газете — вечером в куплете». Такое интересно обычно ограниченный период времени — от недель или месяцев до нескольких лет.

Пример актуального на все времена — классика. Как бы ни менялись «фон» и «декорации» из политических событий и моды, там есть то, что продолжает нас волновать. Вспомните пушкинского «Евгения Онегина» или грибоедовское «Горе от ума».

Если же говорить об освещении текущих событий,  то здесь обычно очень стараются преуспеть песенники-юмористы вроде Слепакова. Это тоже нужно людям. Вспомните хотя бы песню «Обращение к народу» (ключевая фраза из припева: «Хорошего вам настроения!»). Она, как принято говорить, «взорвала интернет» после выступления Дмитрия Медведева перед жителями Крыма несколько лет назад.

Но в отрыве от исторического контекста и без знания этой правдивой истории с премьер-министром России, песня затронет, скорее всего, в гораздо меньшей степени.

Пример. Если посвятить стихотворение или фильм украинскому «Майдану», это, вероятно, заинтересует и привлечет аудиторию на некоторое время. Но что будет лет через 5-10? Даже сейчас эти события забываются. Если же не затронуть какую-то более глубокую (вечную) проблему, читателям (зрителям) будет сложно понять и оценить творение.

Что именно должно быть актуальным?

До сих пор мы больше говорили о теме, идее и содержании. Только ли эти категории нужно сделать актуальным? Конечно, нет. Важно заботиться и об актуальности языка. Например, сейчас он в значительной мере формируется Всемирной Паутиной. Хорошо знакомые аудитории слова (порой даже сленг) смогут подогреть интерес и сделать произведение более удобоваримым. Но это ещё не всё.

Другой параметр — требования времени, то есть современной аудитории. Эти требования формируются под влиянием множества факторов, и один из важнейших — доступность и изобилие благодаря цифровым технологиям. Есть еще такая особенность, как умение «зацепить». Из-за пресыщенности «потребителя» культурных произведений он готов тратить на это всё меньше времени. Например, Льву Толстому сегодня было бы предложено сжато рассказать свою историю романа «Война и мир» через YouTube. Минуты за три.

Третье — актуальность не только в мысли, но и в чувстве. Причем в этом плане можно сделать ход конем, если интересно отобразить взаимоотношения людей в этом меняющемся мире. Любовь и дружбу, предательство и преданность показать в каких-то новых, не описанных ранее, но уже существующих реалиях. Отношения между разными категориями человечества, кажется, будут актуальными всегда.

Итоги

Итак, понятие актуальности тесно соприкасается с понятиями важности, живости, способности затрагивать и волновать современную аудиторию. Острота должна ощущаться не только автором, но и «потребителями». В идеале это включает глубину восприятия мира, простор для чужого воображения, для самопознания и более полной оценки настоящего.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль