Азы проработки диалогов

Как-то мне сделали замечание в отношении лексики героев в рассказе, где я описывал одну романтическую историю. Все персонажи говорили одинаково — это раз, неестественно — это два. Но, пожалуй, еще больше раздражает, когда диалоги не очень информативные, как будто автор хочет добить до какого-то объема. В общем, сегодня тема касается проработки диалогов. Рассмотрим 8 рекомендаций.

Слушайте себя

Проще всего начать с анализа именно собственных диалогов. Своя рубашка, как говорится, ближе к телу. Можете записать даже на диктофон, когда с кем-то говорите, и потом проанализировать. Как начинается разговор, как меняются тон и лексика по ситуации, как смешиваются разные эмоции? Также важно подключать в разумной мере не совсем грамотные и сленговые формы слов и выражений.

Слушайте других

Более сложная, но важная задача — это видеть отличия в лексике у разных людей. Если это удастся, то есть хороший шанс проработать диалоги так, чтобы каждый герой отличался оригинальной и неповторимой речью. Как этого добиться? Во-первых, наблюдайте за разговорными шаблонами окружающих и выделяйте уникальные моменты. Во-вторых, за основу берите не только близких, но и героев других произведений и даже фильмов. В-третьих, находите отличия даже между людьми, которые говорят примерно одинаково. Найдите какой-то ключевой момент неповторимости каждого и выделите для себя причину, мотивацию действий.

Изучите толковый диалоговый сценарий (а лучше — много)

Желательно знать как можно больше хороших примеров сценариев, которые состоят в большей мере из диалогов. Но если нет возможности прочитать много, найдите хотя бы один. Только обязательно толковый, образцовый. Как вариант, взять за основу какой-нибудь классический роман (например, даже из тех, что изучают в школе), только там еще будет много лишнего (если говорить о цели работать над диалогами, а не над пейзажами, например).

Если же время есть, то еще лучше. Просто читайте залпом сценарии, по 2 в день. Какого-нибудь Тарантино. Только тогда надо не захламлять мозг чем-то другим. Только Квентин — и точка. Всего пара недель — и вы уже станете психологом диалогов.

Работайте с конфликтами

Конфликт — основа драматизма произведений. Без драмы нет интереса. В этом важное отличие диалогов от жизни. В реальности-то диалогов много. Но вспомните: какие разговоры вы запомните из диалогов в метро или автобусе? Очевидно, что конфликтные. Да, в литературе и кино без конфликтности не обойтись.

Второй момент по этому пункту — помнить о целях диалога:

  • Решать проблему определенной ситуации.

  • Решать часть драмы сюжета как такового.

Даже в идеальной семье должны случаться конфликты за ужином. Ведь у всех свои цели, желания, ценности. Время от времени они будут противоречить друг другу. Все же эти ситуации должны выглядеть максимально естественно. Вероятно, иногда целая цепочка событий будет усиливать драму, а диалоги это должны подчеркнуть.

Цели диалога и его связь с историей

Важный момент: общая гармония повествования и разговоров. Цель диалога не может противоречить цели рассказа. При этом он:

  • Продвигает историю, то есть работает на действие.

  • Характеризует героев, их внутренний мир.

  • Дает информацию, какие-то детальки, которые неуместно вложить в слова автора.

Крутите в голове «формат диалога»

Зазубрите наизусть фразу «формат диалога». Крутите ее в голове всякий раз, когда переключаетесь на разговор с описания. Два разных искусства нельзя смешивать в кучу. Отделяйте их, исполняйте по-разному.

Читайте вслух написанное

Это поможет убрать фальшивые моменты. Надо заметить все неестественное. Все, из-за чего придирчивый критик может сказать: «Так в жизни не говорят!»

Редактируйте неудачное

Чтение вслух только выявляет косяки. Нужно еще и выпилить всю шелуху. Если что-то смущает, думайте, что именно, после чего обязательно изменяйте. Где-то слово, а порой — целую фразу. Пусть внутренний голос, подсказывающий, что что-то не так, никогда не останется неуслышанным.

*

Такие дела. Если согласны или не очень, напишите в комментариях. Потренируем диалоги там. 🙂

3 комментария

  1. Согласна полностью)) Если в стихотворении можно обойтись без диалогов, то проза без диалога очень скучное чтиво, для меня во всяком случае. Вспоминаю, как читала книги в молодости — описания природы тупо пропускала, искала страницы с диалогами))))))))). Вот так!
    Спасибо за статью, Кирилл! Читаю всегда с интересом))

    Reply
    • Спасибо. А если диалоги есть, а их качество оставляет желать лучшего, это еще хуже.
      Кстати, даже в стихах диалоги оживляют, я как-то пробовал диалоговые стихи писать, где представлены противоположные точки зрения на какой-то вопрос.

      Reply
      • В стихах сложно диалоги прописывать. Отдельные реплики, ещё — куда ни шло, а полноценный диалог…
        Так что — не замахиваюсь, ибо — накосячу))

        Reply

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*

Забыл пароль